Исследователь и популяризатор

Большую часть своих уникальных исследований и экспериментов Кожевников провёл на Измайловской опытной пасеке, расположенной в окрестностях тогдашней Москвы, в липовом лесу. Это первое в мире опытное учреждение по пчеловодству было открыто в 1865 году. Судьба пасеки весьма заботила профессора А. П. Богданова. При его поддержке и личном участии с первых же дней пасека стала вести опытную и научно-исследовательскую работу по изучению пчелы, сравнению различных систем ульев и методов пчеловодства, болезням пчел, испытывала новый отечественный и зарубежный инвентарь.

Научные поиски сочетались с активной и разносторонней пропагандой рациональной технологии, новых, более совершенных способов пчеловодства. Уже в 1867 году, через два года после организации, на ней открылась выставка — первая специализированная пчеловодная выставка в России. На выставке было всего 18 экспонатов, посетило ее чуть более двухсот человек, но она — заметное событие в истории отечественного пчеловодства. За ней последовали другие, в том числе передвижные, по всей России.

Тогда же, на выставке, была высказана мысль об открытии при пасеке школы пчеловодства. Вскоре на ней начали действовать краткосрочные пчеловодные курсы. Это было первое в России учебное заведение по пчеловодству такого типа. Курсовая подготовка пчеловодов получила потом очень широкое распространение.

В 1875 году на Измайловской пасеке был открыт пчеловодный музей, превратившийся впоследствии  в первоклассное научное и просветительское учреждение с собранием уникальных предметов истории пчеловодства. По богатству экспонатов музей считали одним из лучших пчеловодных музеев в мире.

Все большую популярность приобретала Измайловская пасека у пчеловодов, постепенно становилась центром нашей пчеловодной культуры. С этим небольшим, но хорошо известным своей опытной, учебной и просветительской деятельностью в России пчеловодным заведением установили связь многие студенты-зоологи Московского университета. Здесь формировались их естественноистерические воззрения, приобретались практические навыки.

На Измайловской пасеке, славившейся музеем и лабораторией, оснащенной первоклассным по тому времени оборудованием, Кожевников подготовил почти все материалы для двух своих диссертаций — магистерской и докторской, открыл новую железу в области жала, исследовал нозематоз, обнаружил переходную форму между маткой и рабочей пчелой, анатомировал свищевых и роевых маток и выполнил массу других работ по анатомии и физиологии пчелы.

Измайловская пасека была для Кожевникова, как и для многих других ученых, вторым университетом, где он формировался как исследователь медоносной пчелы и ученый-пчеловод, как биолог-теоретик. Это был период его наибольшей творческой активности. На курсах он читал лекции и вел практические занятия по биологии пчел. Десять лет, с 1910  по 1920 год, Григорий Александрович заведовал Измайловской опытной пасекой. За это время дальнейшее развитие получила здесь научно-исследовательская и учебная работа. Руководил он и курсами. Новый директор добился разрешения на обучение женщин, хотя раньше на курсы принимали только мужчин.Значение курсов и требования ко всем поступающим с приходом Кожевникова значительно повысились, особенно к курсам подготовки инструкторов по пчеловодству, от которых во многом зависело развитие отрасли на местах.

Пчеловодство — занятие особое, не для всех пригодное, требующее определенного склада характера и других природных качеств. А инструкторское дело еще более трудное, беспокойное. Инструктор не только должен хорошо знать теорию и практику пчеловодства, но и обладать организаторскими способностями, уметь выступать перед аудиторией. Всему этому и учили в Измайловке, постоянно расширяя и углубляя программу курсов. В 1912 году впервые начали преподавать пчеловодную ботанику как самостоятельный предмет,  с 1915 года — химию меда и воска, технику пчеловодства. Сам Кожевников вел естественную историю пчелы и теорию пчеловодства — основные предметы. Ими он обычно торжественно открывал каждый новый учебный год.

Сотни пчеловодов и инструкторов пчеловодства обязаны Кожевникову фундаментальными знаниями биологии медоносных пчел. Его блестящие лекции, всегда насыщенные глубокими мыслями и новыми сведениями, каких еще не было в учебных пособиях, курсанты слушали с захватывающим интересом. Лектор старался возбудить у них интерес к научному изучению пчелы и ее жизни, готовил их к самостоятельной творческой деятельности, указывал на необходимость знания теории, которая дает возможность найти правильное решение в конкретной обстановке, на перспективу, открывающуюся перед наукой и практикой. Влияние его на учебную аудиторию было огромно. Окончившие курсы обычно увозили с собой сделанные ими в лаборатории препараты по анатомии пчелы, матки и трутня, которые им могли служить пособиями в педагогической и просветительской деятельности, в пропаганде научных знаний о пчеле среди народа.

Г. А. Кожевников проводил и так называемые воскресные беседы с посещавшими пасеку любителями природы. Эти популярные беседы, принявшие характер краткого учебного курса, собирали огромное количество людей, интересовавшихся пчеловодством. Беседы приобщали к пчеловодству многих крестьян и рабочих, расширяли знания о живой природе. Измайловка славилась своим демократизмом. Изменялась и сама пасека. На ней с познавательной целью устанавливали ульи разных систем, отрабатывали новые приемы ухода за пчелами, обогащали коллекционный участок медоносными растениями. Укрепляли и ее материальную базу. Во всем этом проявлялись незаурядные организаторские способности руководителя пасеки и ее сотрудников.

В Измайлове впервые в мире были использованы фотография и кино для пропаганды пчеловодной науки и практики. В 1899 году, на заре зарождения кинематографа, на пасеке сняли четыре кинофильма на разные темы, включая изготовление вощины и рамочных ульев. В 1914 году при непосредственном участии Кожевникова создан фильм о пасеке, где запечатлены все работы сезона — с ранней весны до осени. Некоторые из них, в частности вывод маток, выполнены самим Кожевниковым. Был создан альбом стереоскопических картин по биологии пчелы. Исключительно заботливо относился Григорий Александрович к подготовке научных кадров. Он становился руководителем научных работ тех слушателей Измайловских инструкторских курсов, которые обнаруживали интерес и склонность к биологическим исследованиям. В Московском университете по его предложению было введено преподавание пчеловодства, положившее начало введения курса пчеловодства в вузах. Главный предмет — научные основы пчеловодства — вел он сам. Студенты-старшекурсники проходили производственную практику на Измайловской опытной пасеке. Эта летняя практика считалась необходимой школой для будущих научных работников. В университете Кожевников организовал биологический кружок, в тематике занятий которого большое место занимало пчеловодство. Кружковцы под влиянием своего руководителя приобщались к научному творчеству. Профессор мечтал о том, чтобы давать людям высшее специальное пчеловодное образование, готовить специалистов на опытных пчеловодных станциях. Ученому посчастливилось увидеть, как мечты его воплощались в жизнь в наше советское время.

Г. А. Кожевников понимал, что без науки не может двигаться вперед пчеловодная практика, и потому восторженно приветствовал появление в Советской России опытных пчеловодных станций, возлагал на них большие надежды. На Тульской опытной станции, которая многие годы пользовалась его авторитетными консультациями, он сам провел немало блестящих исследований, гордился успехами русской пчеловодной науки, и в первую очередь биологии, считал большим событием открытие в нашей стране Научно-исследовательского института пчеловодства.

Как ученый, Кожевников работал над пчелой так, будто все начинал сначала, старался быть зорче и внимательнее своих предшественников. Точные лабораторные методы, строгий анализ фактов, умение видеть в них общие закономерности, обоснованные логические выводы — вот стиль его работы. Добытые им факты рождали научные теории. Под руководством профессора Г. А. Кожевникова выросли известные биологи — В. В. Алпатов, П. М. Комаров, Ф. А. Тюнин, Л. И. Перепелова, которые, развивая естественноисторические идеи своего учителя, внесли много ценного в науку о медоносной пчеле. Г. А. Кожевников был ученым широкого общественного диапазона. Практически ни одна пчеловодная выставка в России не обошлась без него. Мнение этого крупнейшего специалиста-биолога считалось весьма авторитетным. На выставках он был или одним из организаторов, или членом экспертной комиссии, или лектором. Пчеловодные выставки он, как и Бутлеров, считал одной из эффективных форм пропаганды знаний о пчеле и прогрессивных приемов пчеловодства среди широких слоев населения.

В 1890 году он много сделал по устройству выставки на Измайловской пасеке, запомнившейся русским пчеловодам богатством экспонатов и превосходнейшими лекциями. Здесь во главе экспертной комиссии стоял профессор И. А. Каблуков, с которым еще ближе познакомился Г. А. Кожевников и сошелся во взглядах.

Вместе с первой передвижной выставкой Григорий Александрович проплыл до Серпухова, объясняя посетителям коллекции по биологии пчел. Встречались пчеловоды, даже не новички в своем деле, которые раньше никогда не видали матку и с интересом разглядывали ее на выставке. Кожевников понимал, как труден путь крестьянина от привычной для него колоды к рамочному улью, и старался делать все возможное, чтобы пчеловоды получше узнали жизнь пчел. Он замечал, что крестьяне тянутся к знаниям, убеждался в громадной пользе выставки и верил в успех дела.

Для второй плавучей выставки он также подготовил великолепно выполненные коллекции по анатомии и физиологии пчелы, соты разного возраста, препараты, показывающие строение стенок пчелиных ячеек, образцы пчел разных пород. Кроме сопровождения экскурсий, Кожевников на этот раз занимался и исследованиями фауны берегов Оки, богатой и своеобразной. За активное участие в выставке, распространение пчеловодных знаний он был награжден большой серебряной медалью Русского общества акклиматизации животных и растений.

На пчеловодной выставке Русского общества пчеловодства, состоявшейся в октябре 1893 года, Григорий Александрович прочитал великолепную лекцию «Жизнь пчел», в которой раскрыл все многообразие явлений, протекающих в сообществе этих насекомых, их эволюцию. Он показал, как интересна жизнь пчел — этой частицы живой природы. «Любите пчелу, наблюдайте ее, изучайте ее, — призывал он, — ив этом изучении черпайте стремление к познанию всей природы».

Пчеловодный отдел Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде (1896) порадовал Кожевникова пропагандой повсеместно возникающих центров распространения пчеловодных знаний — учебных,  опытных и школьных пасек, пчеловодных обществ. С удовольствием знакомился он с успехами крупных пасек промышленного типа, усматривал в них один из путей развития пчеловодства России.

Неоднократно посещал ученый пчеловодные выставки за рубежом. С парижской выставки, в частности, он привез немало экспонатов, которые демонстрировал во время лекций и занятий с пчеловодами. Григорий Александрович читал лекции по биологии пчел на нескольких курсах пчеловодства в Москве, выезжал в Башкирию, Тульскую область, проводил публичные тематические беседы в Московском зоологическом саду и в других местах. Это было время широчайшей пропаганды пчеловодных знаний.

Г. А. Кожевников участвовал почти на всех пчеловодных съездах, конференциях и совещаниях, представлял русскую пчеловодную науку на международных конгрессах во Франции и Голландии. Обладал он исключительной энергией и работоспособностью, кажется, успевал всюду: читал лекции студентам университета, выступал с докладами и сообщениями в обществах, выезжал в экспедиции, писал учебники, вел громадную переписку с пчеловодами, сотрудничал в журналах. Им написана масса научных и популярных статей на самые разные темы — о биологии и болезнях пчел, медоносных растениях и выставках, опубликованы рецензии на русские и иностранные книги по пчеловодству. Его работы печатали почти все выходящие в России и многие зарубежные пчеловодные периодические издания.

Просто и увлекательно написаны его классические книги: «Породы пчел и способы их улучшения», «Как живут и работают пчелы», «Естественная история пчелы», «Биология пчелиной семьи».

Пчеловодство не без основания считают поэзией сельского хозяйства. Г. А. Кожевникова по справедливости можно назвать поэтом пчеловодной науки.

Успехи современной биологии, бесспорно, стали возможны благодаря выдающемуся вкладу профессора Г. А. Кожевникова в изучение жизни медоносных пчел.