Кочевое пчеловодство

Интенсивное освоение земель и уменьшение медоносных растений резко снизили возможности получения меда вблизи населенных пунктов. Образовались периоды, в которые пчелы не накапливали мед, плохо питались сами. Это неизбежно вызывало необходимость отыскивать в других местах богатые источники нектара и подвозить к ним пчел. Родилась новая, кочевая форма пчеловодства, которой в истории отрасли и производства меда суждено сыграть выдающуюся роль.

Первый и весьма важный шаг в этом направлении был сделан уже тогда, когда человек сумел переместить естественные убежища пчел—дупла и борти — на пасеку. Жилищу была придана подвижность, которым оно раньше не обладало. Оказалось, что и сами пчелы способны переносить транспортировку.

Россия располагала еще огромными естественными медоносными ресурсами — липовыми лесами, заливными, суходольными и горными лугами. Расширялись площади под гречихой и подсолнечником. Мысль о посеве медоносных растений, предназначенных специально дляпчел, у русских пчеловодов возникла намного позднее.

У других народов, земли которых не изобиловали медоносами, как наша русская земля, кочевка с пчелами была известна давно. У египтян она была обычным явлением уже пять тысячелетий назад. На плотах со своими пчелами они плавали к истокам Нила, где медосбор наступал раньше, а потом, по мере зацветания медоносов, постепенно двигались вниз по течению. Пчелы летали с плотов, медосбор во много раз удлинялся.

На острова Эгейского моря кочевали греки. Они плавали с пчелами вокруг заросших медоносами морских берегов на разных судах, и когда суда становились от меда тяжелыми и погружались глубже, они вырезали соты с медом.

Испанцы перевозили пчел на обильные пастбища на мулах, а в странах Азии — вьюками на верблюдах. В Древнем Риме возили пчел в Сицилию и даже на острова Крит и Кипр.

Из истории известно, что древние афиняне вьюками поднимали пчел на гору Гимет, чтобы собрать на ней особый горный мед. Китайцы ежегодно переселяли пчел на места, богатые медом.

С давних пор знали кочевое пчеловодство народы Кавказа, хорошо известно оно было в западных и вос­точных славянских землях.

Кочевка требовала немалого искусства. Потревоженные и запертые в ульях пчелы в жаркое летнее время могли задохнуться, соты от толчков обвалиться. Техника перевозки складывалась, отрабатывалась и совершенствовалась в процессе практики.

Немало погибло пчелиных семей, зажалено или сорвалось в пропасть лошадей, прежде чем были выработаны принципы и сложилась техника кочевого пчеловодства.

Пчел перевозили на повозках лошадьми или волами, вьюками, на лодках и баржах как на близкое, так и на дальнее расстояние. Требовалось иногда несколько суток пути. Прежде всего пчел запирали в улье, чтобы не растерять их в дороге и они не жалили животных. На повозку стелили солому, которая смягчала удары при движении по неровной дороге. Колоды клали боком так, чтобы соты ребрами приходились перпендикулярно дороге, а не плашмя. Предварительно на колодах отмечали мелом направление сотов. Соты опирались на бок улья и стояли прочно. Это исключало их поломку.

Сапетки и дуплянки переворачивали и ставили тяжелой головой вниз. Соты также не разрушались. Открытое дно затыкали соломой или обвязывали редкой тканью, которая пропускала воздух. Вентиляция считалась первым условием благополучной перевозки. Беспрепятственный воздухообмен в ульях признается решающим и в современных кочевках.

В колодах пчелы уходили в свободное от сотов пространство внизу, а в дуплянках и сапетках поднимались вверх, где также не было сотов. Это улучшало их состояние.

На воз устанавливали обыкновенно до 20 дуплянок, между которыми прокладывали солому, которая смягчала удары при толчках и сотрясениях. На арбу сапетки ставили в два ряда и два этажа. На двухколесной горской арбе их умещалось более двадцати.

Воз с ульями хорошо увязывали, чтобы они не шатались. Перевозка волами считалась более удобной. Они шли тихо, ровно, при спуске сдерживали повозку, не так потели, как лошади. Если даже на них и нападали пчелы, вышедшие из какого-нибудь плохо подготовленного к кочевке улья, они на ужаления реагировали не так остро, как лошади, которых удержать в таких случаях почти не удавалось. К тому же волов за одну минуту можно было отпрячь.

В горной местности на лошадь навьючивали две колоды или четыре сапетки. При многодневных кочевках делали остановки — дневки. В полдень расставляли ульи в стороне от дороги, у медоносов, чтобы пчелы «отдохнули» и полетали. К вечеру, как только солнце садилось и пчелы возвращались домой, вновь трогались в путь. Ночные перевозки прочно вошли в практику. Если перевозили днем, то выбирали погоду прохладнее, пасмурнее, чтобы пчелы «не залились» медом, особенно когда его в ульях много. От жары тяжелые соты размягчались, обрушивались, мед вытекал, пчелы тонули в нем и погибали.

Если перевозили пчел по рекам, то пользовались самыми большими лодками — баркасами или долблеными дубами. На хорошем баркасе помещалось 50— 60 ульев, а на дубе — 20—30 колод.

Кочевую пасеку располагали обычно в лесу, на опушке или в кустах, а в поле — во рву или на склоне лощины, чтобы местность защищала пчел от ветра. Семьи послабее ставили ближе к медоносам, впереди сильных, для усиления их налетными пчелами.

Кочевали пчеловоды неоднократно в сезон — с одного медоноса на другой. Опытные пасечники-знатоки весной вывозили пчел в лес, где много ивы и кленов, потому что понимали, какое значение для усиления семей и подготовки их к решающим медосборам имели весенние нектароносы и пыльценосы, а летом — на поля к посевам гречихи. Они старались содержать пчел среди обильной медоносной растительности от снега до снега.

На Кавказе с сапетками путешествовали около восьми месяцев — с ранней весны до глубокой осени. Часто со стадами овец брали с собой пчел. Пасеки не только давали много меда, но за это время за счет роев значительно увеличивались. Горцы нередко объединялись в артели по 800—1000 сапеток, нанимали старого опытного пчеловода, которому поручали весь уход. В период роения — самого напряженного времени — хозяева пасек выезжали к пчелам и сами работали с ними. Совместные кочевки себя оправдывали и лучшей организацией перевозки, и снижением затрат труда и времени, и обогащением знаниями, неизбежным при общении пчеловодов. У кабардинцев существовал даже народный праздник — день первого роя. Объединение пчеловодов стало традиционной и распространенной формой организации кочевок к медоносам, которая в любительском пчеловодстве сохранилась до наших дней.

Для жизни в кочевых условиях возили с собой простую походную палатку из холста или соломенных матов.

Кочевка — старый и надежный способ пчеловодства.