О качестве, свойствах и фальсификации мёда

Написать его формулу невозможно. Собранный в разные месяцы, в разной местности, с разных растений мед отличается по виду, вкусу и аромату. И хотя в общих чертах состав его известен, многие параметры очень подвижны, изменчивы. «Теплый», только что из улья мед имеет температуру +30° и вязкость в 4 раза меньшую, чем постоявший пару часов и остывший до +20°. Зрелый мед, содержащий 18% воды, в 10 раз…

О качестве, свойствах и фальсификации мёда

ПРЕКРАСНЫЙ И НЕПОСТОЯННЫЙ

Написать его формулу невозможно. Собранный в разные месяцы, в разной местности, с разных растений мед отличается по виду, вкусу и аромату. И хотя в общих чертах состав его известен, многие параметры очень подвижны, изменчивы.

«Теплый», только что из улья мед имеет температуру +30° и вязкость в 4 раза меньшую, чем постоявший пару часов и остывший до +20°. Зрелый мед, содержащий 18% воды, в 10 раз более вязкий, чем незрелый, содержащий 25% воды. Какие-то 7% -а внешне разница огромная: незрелый стекает с ложки, зрелый наматывается на нее.

Вязкость меда зависит от растения, с которого он был собран. Самый жидкий — с акации и клевера, самый густой — с эспарцета и одуванчика, а вересковый и вовсе можно резать ножом. При этом акациевый ценится очень высоко, а вересковый низко — такой вот парадокс.

НАТУРАЛЬНЫЙ И НЕ ОЧЕНЬ

Едва ли найдется другой продукт, который бы так широко подделывался. Уровень фальсификации можёт быть разным: от «цыганского», когда банку заполняют подкрашенным сиропом, а в горлышко наливают немного натурального меда, — и до «экспрессного», получившего высокую оценку специалистов и по сути являющегося самостоятельным продуктом. Между этими крайностями — несколько промежуточных «ступенек», о которых стоит знать.

Непосредственно за «цыганским» идет искусственный мед; его получают нагреванием сахарного сиропа с серной кислотой. При этом сахароза расщепляется на глюкозу и фруктозу, так что в целом соотношение разных видов cахаров действительно приближается к натуральному меду. А так как мед — это 70% сахаров и 20% воды, то реально обманывают вас лишь на те 10%, которые составляют органически кислоты, декстрины, белки, минеральные вещества и витамины. То есть все то, что делает мед таким полезным.

Следующая  ступенька сахарный мёд. Его получают скармливая пчелам сахарный сироп. Проходя через организм пчел и созревание сотах, он расщепляется обогащается некоторыми веществами. Если сироп приготовлен правильно, с добавкой кислоты, то отличить такой мед от природного не всегда удается даже в лаборатории. Однако для нашего здоровья разница есть, и немалая.

Что касается собственно экспрессного меда, то при его производстве пчелы используются как живая фабрика по переработке самых разных веществ. Им скармливают фруктовые и ягодные соки, молоко, экстракты лекарственных растений и даже синтетические лекарственные препараты. Некоторые виды экспрессного мёда обладают особыми лечебными и питательными свойствами,  так что о фальсификации говорить можно лишь в том случае, если он выдаётся за обычный.

Питательный и лечебный.

Мы мёд не едим—мы им лечимся. Пьём с горячим молоком от кашля (вкусно), закапываем в нос от насморка (щиплет), смазываем веки, прикладываем к нарывам, вдыхаем в виде ингаляций…

А вот долгожителей среди нас мало: чтобы получить тот эффект, о котором говорили философы древности и который подтверждают пчеловоды, нужно заменить мёдом все другие сладости в питании—это намного сложнее, чем добавить пару ложек к рациону. Современный горожанин, чьи пути пролегают между ларьков со всякой сладкой отравой, с трудом представляет, как всё это изобилие можно заменить одним мёдом. Между тем мёд ценен вовсе не тем, что добавляет нечто уникальное к нашему рациону: просто он является здоровой альтернативой нездоровому сахару. Каждый ломоть чёрного или зернового хлеба с мёдом—это шаг к здоровой жизни, если он съеден вместо сдобной булки, пирожного, печенья, а не в дополнение к ним.

 У КАЖДОГО -СВОЯ КОМПАНИЯ

Хорошие ребята дружат между собой; плохие парни тоже держатся кучкой. Ваш утренний растворимый кофе дружит с белым сахаром и сдобной булкой — это плохая компания, в которой мед совершенно неуместен. Ему подходит как минимум чай на родниковой воде и хлеб из цельных зерен. Или душистый травяной настой.

Настоящий мед стоит дорого. В качестве добавки к обычному питанию он не только увеличит ваши расходы, но и добавит изрядное количество калорий к тем, которые вы уже получаете, — ведь дневная порция для взрослого составляет 100 г. Однако любые расходы оправданны, если мед «вытеснит» из вашего рациона менее полезные источники калорий и в целом оздоровит питание. Если ваши дети привыкнут не к крашеным сладким водичкам из ларька, а к домашним напиткам из трав на меду, к овсянке с медом на завтрак, к кружке теплого молока с ложкой меда перед сном…

Замечено, что детей, привыкших к «хорошей компании», легче уберечь от плохой. Вам проще будет убедить их избегать всех тех убийственных сочетаний сахара, белой муки и маргарина, которыми нас искушают на каждом углу.

По разным данным, у 20—40% взрослых есть проблемы с переработкой углеводов—иногда наследственные, но главным образом вызванные неправильным питанием. Рекомендуемые 100 г. мёда в день—не для них, даже если они откажутся от всех остальных быстроусвояемых углеводов, включая хлеб, картофель и бананы. Кстати, среди пчеловодов практически не встречается тучных людей. Это можно считать косвенным доводом в пользу следующего постулата: если своевременно заменить «плохие углеводы» мёдом—проблемы с обменом просто не возникнут.

Н. Коршунова.

«Здоровье» Август 2001