Первобытный человек находит мёд

По данным антропологии, человечество существует около миллиона лет. Как полагают, первые люди появились в странах с тропическим и субтропическим климатом и оттуда расселились по Земле. На территорию нашей страны они проникли около 700 тысяч лет назад. Климат в то доледниковое время в Европе был такой же, как и у них на родине.

Пищей первобытному доисторическому человеку служило все то, что можно было найти и добыть почти без труда, — плоды, ягоды, грибы, молодые сочные побеги растений, почки, коренья, сырое мясо мелких животных, пойманная рыба, птичьи яйца, орехи. Собирательство достигло в то время большого развития. Встретился наш далекий предок и с медом шмелей и пчел.

Пчел в это время в лесах водилось великое множество. Жили они в дуплах. Старое, подгнившее дуплистое дерево могло от ветра переломиться, обнажить гнездо пчел. Несомненно, человек, скитаясь по лесам, из любопытства мог попробовать густую, липкую жидкость, которая сочилась из сотов. Возможно, впервые наткнулся он на мед прямо в гнезде, отстроенном на ветках или в корнях упавшего дерева, а может быть, лизнул его на камне, когда мед, растопленный от жары, вытекал из трещины скалы.

Не лишено основания предположение, что человек наткнулся на куски медовых сотов у разоренного дупла. Медведь или куница, насытившись, оставили их. Первобытные люди присматривались к повадкам зверей. Медведь питался ягодами, и люди ели их. Медведь кормился медом, и если в разрушенном им дупле было его много (до сих пор встречаются дупла с 20 пудами меда), то зверь не в состоянии был его съесть. Наткнувшись на богатые остатки, человек мог отведать мед, набрать с собой, чтобы поделиться находкой с другими. Эта сладкая и приятная жидкость не могла не понравиться его соплеменникам. Весть передавалась из уст в уста. Впоследствии выяснилось, что этот чудесный плод помогает и больным. Люди стали ценить его и лакомиться им, когда его случайно находили. Так или почти так впервые узнал человек вкус меда. Если бы время сохранило нам этот день, то он красным числом вошел бы в историю пчеловодства.

С очень отдаленного доисторического времени человек стал обращать внимание на медоносных пчел, начал отыскивать их дупла, чтобы по возможности лакомиться медом. Но он был скрыт в толще дерева и недоступен. К нему вело только небольшое отверстие — леток, которым пользовались сами пчелы.

Орудиями первобытного пещерного человека была палка или дубина и камень. Для добычи меда он мог воспользоваться палкой, засовывая ее в отверстие дупла и протыкая соты. Покрытый медом конец палки облизывал. Между прочим, таким же способом и поныне в тропических странах добывают мед люди некоторых, наиболее отсталых племен.

С началом обработки камня, когда стали делать его более острым, пригодным для резания и соскабливания, человек мог уже попытаться расширить вход в дупло, чтобы забрать мед. Потом в технику начали входить рог и кость, из которых делали различного рода острые предметы — ножи и резцы, необходимые не только для охоты на зверя, но и для разрушения дупел. Раньше первобытный человек довольствовался случайно найденным медом, теперь он шел в лес специально за медом, как на охоту за зверем.

При охоте за медом пчелы выслеживались по направлению полета, отыскивалось их жилище. Охотника привлекали толстые, старые деревья, в которых могли  быть дупла. Зимой дупла с пчелами находили по следу куниц, любительниц меда, или соболя, который, почуяв пчел, обычно наслеживал вокруг дерева. Потом с помощью огня, действие которого отпугивать диких животных и насекомых люди знали, отбирали мед. Для этого они уже имели специальные орудия труда — ножи или лопаточки из раковины с деревянной ручкой и глиняную посуду.

Рис 1. Древнейшее наскальное изображение добычи меда.

Охотник — человек лесной, привыкший к лазанию по деревьям, без особого труда подбирался по стволу дерева к дуплу и разворачивал его прихваченными с собой скребками с сильно   заостренными краями, которыми можно резать и сверлить дерево, резцами и рубилом. Технически нелегким    делом   было проникнуть в гнездо пчел, но для сильного человека   возможным. Отбиваясь от пчел горящей и дымящейсяголовней, он выламывал медовые соты. Много пчел от огня погибало, почти всегда переставала жить семья, но рои вновь заселяли дупло. Примерно так же добывали мед и в горах из скал, где гнездились пчелы.

О добывании дикого горного меда свидетельствует найденный в пещере Паука в Испании весьма любопытный настенный рисунок эпохи неолита, возраст которого определяется почти в 10 тысяч лет, то есть относится к возникновению наскальной живописи (рис. 1). Первобытное творчество было органически связано с социальными задачами — добычей пищи, повседневными нуждами людей. Это пока самый ранний документальный источник — древнейшее свидетельство почти инстинктивного интереса человека к пчелам и меду.

Охотник, в ловкости, смелости и опытности которого невозможно усомниться, с посудой в руке взобрался по веревке на отвесную скалу и собирается взять мед. Вокруг летают пчелы. Сцена медовой охоты изображена мастерски, с многочисленными реалистическими деталями. Выписан даже конусообразный глиняный горшок с ручкой, предназначенный под мед, — наиболее распространенная посуда того времени. Очевидно, подобные приспособления и орудия применялись охотниками за медом в горах Кавказа. Подбираясь на веревочных лестницах к гнездам пчел и рискуя сорваться в пропасть, эти смелые и отважные люди добывали мед из углублений и расщелин скал, подвергаясь ужалениям тысяч насекомых.

Судя по рисунку, охота за медом имела уже давние традиции, существовавшие на протяжении всего родового строя. Удивительно, что краска, которой пользовался неизвестный доисторический художник, как недавно выяснили, была приготовлена на меду. Значит, уже тогда люди догадывались о других свойствах меда и пытались использовать его в быту в самых разных целях. Кстати, и сейчас в состав некоторых красок входит пчелиный мед. Он придает им вязкость, прочность, долговечность, яркость.

Обнаружены настенные рисунки в пещерах Южной Африки, на которых изображены подобные же веревочные лестницы и даже факел в руках человека, при помощи которого он отгоняет пчел.

Древнее искусство — сбор дикого меда в горах — до сих пор сохранилось у гурунгов — народа, живущего в Непале, и остается одним из основных занятий населения. С помощью длинной бамбуковой лестницы охотник за медом достигает гнезда пчел, дымом горящей ветки выгоняет их и выламывает медовые соты, терпеливо вынося ужаления разъяренных насекомых.

Ленинградской и азербайджанской археологическими экспедициями в огромной пещере Нагорного Карабаха был найден кувшин с изображением пчелы. По предположению ученых, кувшин был изготовлен 150 тысяч лет назад. Возможно, уже в то время человек начал приготовлять медовые напитки. Разведенный водой мед, по какой-то причине вовремя не использованный, мог закиснуть и стать хмельным. Открытие виноделия уходит в далекую древность и, без сомнения, имеет прямую связь с пчелами и медом.

Хотя охота за медом не играла решающей роли в жизни и экономике племен, населявших нашу Землю, но таким путем добывался единственный источник концентрированного сахара. Мед был лакомством и пищей, необходимой для физического и умственного развития наших далеких предков, укрепления их здоровья, лечения больных. И он по достоинству ценился дикими племенами.

Во время переселения первобытных народов и освоения новых мест, по словам русского пчеловода Н. М. Витвицкого, «многие из них избирали постоянным своим обиталищем такие земли, которые изобиловали не золотом, а преимущественно лесами, дичью, пчелиными роями и рыбой. Первобытные народы заботились наиболее о средствах, необходимо нужных к своему пропитанию, а не о роскошной жизни».

Охота за медом, хотя по своей сути относится больше к собирательству, чем к производству, требовала специальных орудий и особых трудовых навыков, которые совершенствовались в многовековом общении с пчелами. Это было, так сказать, дикое, примитивное пчеловодство, его начальная форма, при которой человек еще не принимал участия в создании благ, он был только охотником за готовым медом и его потребителем, присваивал дары природы и целиком зависел от нее. Труд затрачивался лишь на отыскивание пчелиных гнезд и отбор меда. Но уже и в этом первобытно-извлекательном промысле, довольно широко распространенном у племен, можно найти некоторые черты организованности и специализации — познавались повадки пчел, отыскивались приемы их укрощения, делались другие открытия, изобретались орудия труда.

В глубинах истории таятся истоки пчеловодных традиций, исторические корни самобытности нашего пчеловодства.