Техническое оснащение рамочного пчеловодства

Внедрение рамочного улья, распространение и утверждение рационального пчеловодства вызвали к жизни и создали промышленность, обслуживающую эту отрасль. Появился и постепенно возрастал спрос на рамочные ульи и предметы ухода в них за пчелами. Старый самодельный, домашнего изготовления инвентарь, которым пользовались пчеловоды для работы в колодах, дуплянках и сапетках, оказался непригодным. Надо было создавать и производить новое оборудование, которое соответствовало бы задачам рамочного пчеловодства и способствовало его развитию. С этой задачей могли справиться только мастеровые, технически подготовленные специалисты.

Переход от натурального способа производства пчеловодного инвентаря к новым промышленным формам обусловился самой исторической действительностью.

Пчеловодные общества, которых с каждым годом становилось все больше, своими силами,  пользуясь местными материалами, организовывали изготовление рамочных ульев для своих нужд и на продажу, открывали кустарные мастерские по поделке мелкого пчеловодного инвентаря. Они возникали в Петербурге, Москве, Киеве, на Кавказе, Урале, в средней полосе России.

Особенно выделились вятские мастера. Вятский лесной край даже в лучшие годы не кормил своих людей хлебом. В нем поэтому издревле развивались народные промыслы самых разных направлений. Еще в XVII веке вятские ложки, деревянные части хомутов и другие кустарные изделия находили широкий спрос во всех местах обширной России. В 80-е годы XIX века вятские кустари начали изготовлять рамочные ульи.

В 1893 году по инициативе и под руководством первого русского губернского пчеловода И. Е. Шаврова в Вятке было организовано обучение кустарей изготовлению ульев и разнообразного пчеловодного инвентаря: маточных клеточек, роевен, скрепов, дымарей, лицевых сеток, пасечных стамесок, разделительных решеток, наблюдательных ульев.

Вятская губернская пасека, всегда открытая для всех интересующихся пчеловодством, охотно посещалась кустарями, которые получали здесь первые уроки выработки добротного инвентаря и брали с собой образцы предметов для работы. Сама пасека имела хорошо оборудованные мастерские — столярную, слесарную, пошивочную, которые также служили примером и где можно было многому научиться.

Инициативный Шавров обучал изготовлению ульев и пчеловодных принадлежностей воспитанников местного ремесленного училища.

Открывались частные узкоспециализированные мастерские. В Вятке был организован центральный губернский склад пчеловодных принадлежностей, который вел посреднические операции с сотнями кустарей, работавших на пчеловодство. Со склада готовую продукцию отправляли потребителям.

В пчеловодных журналах начали публиковаться объявления о продаже пчеловодных предметов, «общедоступных» по цене и хорошего качества, которые сразу завоевали симпатии пчеловодов и приобрели большую известность. Для вятичей характерен широкий ассортимент товаров. Лицевые сетки, в частности, имели форму кепи и цилиндра, с тюлем спереди и кругом. Только в 1894 году, когда производство практически лишь разворачивалось, по заявкам пчеловодов Европейской России, Кавказа и Сибири из Вятки отправлено более тысячи ульев, 83 их модели, 69 одно-рамочных наблюдательных ульев, 166 медогонок, 32 солнечные воскотопки, несколько тысяч дымарей, роевен, рамок, колпачков и других предметов. Принадлежности из Вятки поступали в Среднюю Азию, на Дальний Восток, в самые отдаленные уголки страны.

Вятка становится основным поставщиком пчеловодного оборудования в России. Вятские ульевые мастерские, выполняя заказы, способствовали распространению рамочного улья. Губернский пчеловод, член Русского общества пчеловодства И. Е. Шавров придавал этому очень большое значение. Устраивал он для этого и всевозможные выставки. На сани зимой или на телеги летом помещали разные принадлежности, сделанные в мастерских, и отправлялись на базары или ярмарки. Там находились пчеловоды, которые рассматривали «диковинки», расспрашивали, покупали, а потом и заводили рамочные ульи. Первая коллекция инвентаря, изготовленная вятскими кустарями, демонстрировалась на выставке в Саратове, потом в Петербурге, а после и за рубежом на международных выставках.

Изделия вятичей отличались добротностью, изяществом, совершенством конструкции, прочностью и дешевизной. Они значительно удешевили цены на орудия производства, отмечены многими высокими наградами. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году пчеловодные предметы вятского губернского земства оказались вне конкуренции и получили высшую награду — «Гран при». Такой же наградой отмечены экспонаты Измайловской опытной пасеки и Кавказского общества пчеловодства. Все это говорило о значительных успехах рационального пчеловодства России, получившего мировое признание.

В 1890 году в селе Павлове Нижегородской губернии была основана Павловская кустарная артель, специализировавшаяся на ножевом деле. Для пчеловодов она производила стальные пасечные ножи и мелкие металлические инструменты. Превосходной работы павловские ножи, которые, по признанию пчеловодов, «играли в руках», пользовались большой известностью и не имели себе равных.

Постепенно создавалась материальная культура рамочного пчеловодства.