Европейский гнилец

ЕВРОПЕЙСКИЙ ГНИЛЕЦ (син.: гнилец открытого расплода, доброкачественный гнилец, кислый гнилец) — инфекционная болезнь чаще открытого в возрасте 3—4 дней (иногда запечатанного) расплода.

    

Европейский гнилец встречается на всех континентах земного шара, где есть пчелы, и в любых климатических зонах. Больные европейским гнильцом пчелиные семьи дают товарного меда на 20—80 % меньше, чем здоровые, количество воска в них снижается в 2 раза, семей пчел (рои, отводки) уменьшается в 3—7 раз, расплода — на 34—45 %.

Возбудитель европейского гнильца — один или несколько видов микробов: стрептококк (мелиссококк) плютон (Strept. pluton), бацилла алвей (Вас. alvei), стрептококк апис (Strept. apis) или энтерососсус фекалис, бацилла орфеус (Вас. orpheus).

Помимо указанных возбудителей, при европейском гнильце из больных и погибших личинок ряд исследователей выделили и другие микробы— бактерию эуридице (В. eurydice), стрептококк фекалис (Strept. faecaiis). Однако при экспериментальном заражении этими микробами личинок и пчелиных семей вызвать европейский гнилец не удавалось.

Некоторые авторы считают, что под названием «европейский гнилец» объединяется два или три заболевания пчелиного расплода, различных по этиологии, но схожих по своим клиническим признакам.

Стрептококк плютон представляет собой клетку слегка удлиненной формы. Клеточная стенка образована гомогенным электронно-плотным материалом и имеет общую толщину 250—300 А. Цитоплазматнческая мембрана обычно выявляется, как одноконтурная (общая толщина 60А). Цитоплазма столь густо заполнена гранулярным компонентом, что отдельные рибосомы  выявляются  нечетко.  В  ней  хорошо развиты сложно устроенные мембранные структуры. Деление клеток осуществляется путем образования мощных поперечных перегородок. Ядерный компонент располагается в цитоплазме и представлен осмиофобной зоной.

Бацилла альвей — палочка, клеточная стенка трехслойная и достигает толщины 170А. Слоя клеточной стенки примерно одинаковые — по 50—55А. Цитоплазматическая мембрана трехслойная, порядка 60А. Цитоплазма имеет гранулярное строение. Споры бациллы альвей пятиугольной формы имеют плотную гомогенную оболочку (270А), образующую неравномерные выступы. За оболочкой следует широкая зона  кортекса (ЗЗОА), состоящая из 7 слоев (4 осмиофобных и 3 осмиофильных). В центре споры располагается спороплазма (75— 80А). Споры тоже многослойны, располагаются в центре клетки.

Стрептококк апис — клетки округлой формы. Клеточная стенка представлена однослойной структурой, цитоплазматическая мембрана одноконтурная. Цитоплазма состоит из мелкогранулярного вещества. В области нуклеоида имеется вакуоль. Деление стрептококка осуществляется путем центрнпетального врастания клеточной стенки. По электронограммам можно точно дифференцировать стрептококка апис от стрептококка плютон.

Возбудители европейского гнильца длительное время сохра­няют жизнеспособность во внешней среде. Продолжительность выживаемости и устойчивость его зависят от вида возбудителя, его формы (вегетативная, споровая), температуры и влажности воздуха и других влияний внешней среды. У разных штаммов одного вида выживаемость и устойчивость может быть неодинаковой.

Стрептококк плютон сохраняет жизнеспособность в сухом содержимом среднего отдела кишечника личинки и в их трупах-корочках при комнатной температуре до трех лет. В меде, хранящемся на солнечном свету, возбудитель болезни сохраняется 3—4 ч; в меде в темноте при комнатной температуре — 3—7 мес; в 10 %-ном растворе забродившего сахара при 37 °С—3— 5 дней, при комнатной температуре — 11—21 день; в 20 %-ном растворе забродившего меда — более месяца; в пастообразной кашице из перги и воды при комнатной температуре — 10 мес (максимальный период наблюдения); на пасеке летом: на уль­ях — 50—55 дней; сотах — 40—45 дней; медогонках — 45— 48 дней; ульевых холстиках с прополисом — 21—24 дня; в меде — 11—15 дней; вощине — 55—65 дней; перге — 365 дней; воде — 79—84 дня; на спецодежде пчеловода — 95 дней.

При нагревании микробной взвеси в пробирке до 60 °С плютон погибает в течение 10—15 мин; в растворе фенола в раз­ведении 1:60 — в течение 15 мин, 1:70 — 20 мин, 1:90 — 40 мин; в осветленных растворах хлорной извести с содержанием 1,1 % активного хлора погибает за 30 мин; в 3 %-ном растворе однохлористого йода — за 20 мин; в 0,5 %-ном растворе калия перманганата — в течение 30 мин, а в 5 %-ном — за минуту; в 0,5 %-ном растворе формальдегида—за 10 мин.

Стрептококк апис остается жизнеспособным при температу­ре 35—37 °С на деревянных поверхностях, сотах, вощине, в меде до 256 дней, перге и медоперговой смеси — 129 дней, в сахарном сиропе и водопроводной воде — 14 дней; на деревянных поверхностях, сотах, вощине, в меде в не отапливаемых складах — 265 дней. В пробирке при температуре 78 °С он погибает в течение 30—50 мин; в разведенном феноле 1:60 и 1:70 — 30 мин, а 1:90 — 50 мин; в осветленных растворах хлорной извести с содержанием 2 % активного хлора погибает за 30 мин, в 0,5 %-ном растворе калия перманганата — 50 мин, в 5 %-ном — 5 мин. По некоторым данным, в высушенном состоянии на стекле, вате, бумаге, дереве и бязевой ткани апис сохраняет жизнеспособность до 3 лет. Нагревание до 60—70 °С убивает его за несколько минут. Споры бациллы альвей обладают высокой жизнеспособностью.

В корочках личинок он сохраняется более 20 лет; в неотапливаемых складах и сотохранилищах, а также при температуре 35—37 °С они выживают на деревянных и металлических поверхностях, ульевых холстиках, сотах, искусственной вощине; в меде до 450 дней, в перге и медоперговой смеси — до 171 дня. В Таджикской ССР летом под прямыми солнечными лучами споры бациллы альвей сохраняли жизнеспособность на ульях 45 дней, на цветках хлопчатника — 79, на поверхности почвы — до 63 дней. При действии текучего пара (100 °С) они погибают через 30 мин. Кипячение убивает их в течение 15—120 мин.

В 2 %-ном растворе калия перманганата споры погибают за 7 ч, в 5 %-ном — за час; в 2 %-ном растворе хлорамина при температуре 40 °С — через 6—12 ч; в 0,5 %-ном растворе хинозола, по Генову и Савову (1961),— через 5—45 мин, а в 1 %-ном — через 5 мин; в 0,1 %-ном растворе трипафлавина — через 45 мин, а в 0,4 %-ном — через 20 мин; в 5 %-ном растворе хлоронола — через 45—60 мин, а в 15 %-ном — через 10—30 мин; в 5 %-ном растворе хлорной извести — через 45—60 мин, 10 %-ном — через 20—30 мин.

Резистентность вегетативных форм бациллы альвей невелика. При температуре 100 °С или при действии 0,1 %-ного раство­ра хинозола они погибают через 5 мин.

В воске при 120 °С гибель спор наступает через 2 ч. Перекись водорода, однохлористый йод, едкий натр, каустифицированная содопоташная смесь (температура растворов 60 °С), щелочной раствор формальдегида, 0,1— 0,3 %-ный бетапропилактон убивают споры в течение от 5 мин до 3 ч. Споры бациллы альвей погибают при действии окиси этилена в камере при первоначаль­ном вакууме 550 мм ртутного столба, концентрации газа 1,5 кг на 1 м 3, температуре 22 °С и относительной влажности воздуха 50—60 % через 6 ч; при действии бромистого метила в камере при первоначальном вакууме 660 мм ртутного столба, концентрации газа 3,5 кг на 1 м3, температуре 22—25 °С и относительной влажности, близкой к полному насыщению,— через 24 ч; при действии газа ОКЭБМ в камере без вакуума при температуре 25 °С, относительной влажности, близкой к полному насыщению, и концентрации газа 1 кг на 1 м3—через 24 ч, а 1,5 кг на 1 м3—через 15 ч.

Споры бациллы орфеус нейтрализуются при кипячении в воде через 15 мин; 2 %-ный раствор хлорамина при температуре 40 °С убивает их за З,5 ч. Резистентность бациллы орфеус к физическим и химическим факторам, по данным Генова и Савова, такая же, как у бациллы альвей.

Патогенность. К европейскому гнильцу восприимчивы все породы пчел и осы. Возбудители европейского гнильца обладают не одинаковой патогенностью и вирулентностью, что в значительной степени зависит от их дозы. Чем выше доза проникающих в организм личинок бактерий, тем сильнее вспышки болезни. Внутри вида патогенность зависит от биологических особенностей разных штаммов. Однако эти свойства микробов, их экология изучены слабо. Искусственное заражение пчел удается не всегда. Возбудители европейского гнильца понижают или теряют свои болезнетворные свойства при культивировании их на искусственной среде. Заражение пчел нативным материалом (суспензия погибших от европейского гнильца личинок) удается легче, чем культурами, полученными на искусственных средах. Бейли (1961) сообщает, что стрептококк плютон быстро теряет свою вирулентность в искусственных условиях, поэтому штаммы, выращенные на искусственной среде, нуждаются при искусственном заражении пчел в предварительном повышении своей патогенности методом пассажа через организм личинок.

Большинство видов микробов возбудителей европейского гнильца могут действовать патогенно не только самостоятельно, но и как синергисты, дополняя и усиливая болезнетворные свойства друг друга.

Стрептококки плютон и апис патогенны для незапечатанных личинок пчел и ос; для теплокровных животных не патогенны. Бацилла альвей патогенна не только для личинок пчел, но и для мух, большой восковой моли, личинок совки, а также для теплокровных — мышей, кроликов и морских свинок. Мыши, зараженные подкожно, погибали через 24 ч, а морские свинки и кролики—через 6 дней. Бацилла орфеус при введении в гемолимфу патогенна для шелковичных червей, гусениц большой восковой моли и походного шелкопряда.

Эпизоотологические данные. Источником болезни являются больные и погибшие личинки. Распространяют возбудителя болезни внутри улья пчелы-кормилицы, а от семьи к семье — блуждающие пчелы и пчелы-воровки, трутни. Осы, входя в частый контакт с пчелами, легко заражаются возбудите­лями европейского гнильца и тоже распространяют его. Здоровые семьи заражаются при перестановке соторамок с расплодом, медом, пергой и пустых сотов из ульев, неблагополучных по евро­пейскому гнильцу, а также при использовании самих ульев без дезинфекции. Приобретение пчелиных семей, пакетов пчел и маток в местности, неблагополучной по европейскому гнильцу, может привести к вспышке болезни на пасеке.

Патогенез. Европейским гнильцом заболевают личинки с трехдневного возраста. Возбудители попадают с кормом в кишечник, а из него в гемолимфу и вызывают септицемию.

Признаки болезни. Европейский гнилец поражает открытый расплод ранней весной и летом. Инкубационный период длится 36—72 ч. По характеру течения различают скрытую и явную форму болезни. При скрытой форме возбудители европейско­го гнильца могут быть в сотах, перге и меде, в организме взрослых личинок, рабочих пчел и маток, но гибели личинок и ослабления семей они, как правило, не вызывают.

Явная форма сопровождается гибелью личинок, что легко обнаружить при осмотре семей. В зависимости от количества больных личинок различают 3 степени поражения пчелиной семьи: слабую, среднюю и сильную. При слабой степени поражения в семье обнаруживают от 5 до 10 больных личинок, при средней — от 10 до 50, при сильной — более 50 больных личинок на каждом соте.

При антисанитарном состоянии пасеки болезнь может длиться годами и привести к гибели всех семей. В большинстве случаев болезнь возникает в слабых и необеспеченных кормами семьях, где личинки голодают. Особенно подвержены заболеванию европейским гнильцом семьи, ослабевшие в результате отравления ядохимикатами. В не утепленном гнезде тоже создаются благоприятные условия для проявления болезни.

Наибольшего развития болезнь достигает в начале главного медосбора, но на высоте его она идет на убыль, а иногда прекращается. Создается ошибочное представление о самовыздоровлении больных семей. В данный период матка сокращает яйцекладку, количество расплода уменьшается, и пчелы быстрее очищают ячейки от погибших личинок. После главного взятка болезнь снова усиливается и держится до тех пор, пока в улье имеется расплод.

Зимовка семей, пораженных европейским гнильцом, протекает хуже, чем здоровых. Начиная с 14—15 дня после выставки пчел из зимовника, темп развития больных семей снижается, хотя клинических признаков болезни в этот период еще не наблюдается.

Признаки европейского гнильца варьируют в зависимости от вида возбудителя, его патогенности, времени заражения личинок. При гибели личинок старшего возраста европейский гнилец можно смешать с заболеванием мешотчатым расплодом, а при гибели запечатанных личинок — с американским гнильцом. Нередко болезнь протекает в смешанной форме с американским гнильцом или мешотчатым расплодом.

Заболевание взрослых пчел протекает в скрытой форме или ^выражается общей вялостью, пониженной работоспособностью, безразличием к защите своего гнезда, преждевременным изнашианием пчел.

Первые признаки болезни проявляются повышенной подвижностью и изменениями естественного положения личинок ячейках сотов. Больные личинки теряют блеск, упругость, становятся тусклыми, а потом желтыми. Кожица их становится   прозрачной, сквозь нее хорошо видна вытянутая вдоль тела средняя кишка, наполненная серовато-белым или желтоватым содержимым; также хорошо видны трахеи. Через несколько дней после гибели личинок кожица и другие ткани приобретают мягкую консистенцию. В этой стадии гниения кожица легко рвется, и личинку не удается удалить целиком из ячейки. Трупы личинок становятся тестообразными, резко тягучей консистенции. После гибели личинки оседают и, постепенно высыхая, превращаются в темно-коричневую корочку, лежащую на нижней стенке или в нижнезаднем углу ячейки. Корочки легко целиком отделяются препаровальной иглой или пинцетом от стенок ячеек. Погибшие личинки вначале не пахнут, позднее из ульев исходит кислый запах, напоминающий запах гниющих яблок. Некоторые трупы личинок издают гнилостный запах, напоминающий запах гниющего мяса.

При доброкачественном течении европейского гнильца пчелы успевают очищать открытые ячейки от трупов личинок, при запущенном — в запечатанном расплоде имеются погибшие личинки. При этом личинки приобретают тягучесть или высыхают, крепко прикрепляясь к ячейкам. В данном случае признаки болезни напоминают течение американского гнильца. Пораженный рас­плод приобретает пестрый вид. Крышечки запечатанных ячеек темнеют и продырявливаются.

Иммунитет. Взрослые пчелы обладают естественной невосприимчивостью к европейскому гнильцу. Заболевают взрослые пчелы лишь при резком ухудшении условий содержания пчелиных семей. Личинки в 3—5-дневном возрасте в большинстве своем восприимчивы к европейскому гнильцу. Из переболевших личинок развиваются пчелы, которые становятся бактерионосителями.

Н. И. Смирнова (1963) с положительным результатом испытала фаговакцину и бактериофаг. После скармливания их пчелиным семьям иммунитет у личинок сохранялся до 4 мес. Некоторые пчелиные семьи сохраняют невосприимчивость к европейскому гнильцу до года.

Диагноз ставят на основании характерных признаков болезни и по результатам микроскопических, бактериологических и серологических исследований. Необходимо исключить американский гнилец, мешотчатый расплод. Следует учитывать возможность смешанного течения названных болезней в одной пчелиной семье и на пасеке.

Профилактика. Для предупреждения европейского гнильца на пасеках нужно содержать сильные пчелиные семьи. На зиму их обеспечивают достаточными запасами корма (меда и перги) и хорошо утепляют гнезда. Необходимо своевременно выбраковывать гнездовые соты, использовавшиеся для вывода расплода более двух лет, с черными не просвечивающимися стенками, а также соты с заплесневевшей пергой, забродившим медом, сильно загрязненные фекалиями пчел. Такие соты перетапливают на воск. Необходимо обновлять до 30 % гнездовых соторамок за сезон за счет отстройки новых сотов из вощины.

Ульи,  пчеловодный инвентарь, спецодежду и другие пасечные принадлежности нельзя передавать с одной пасеки на другую без предварительного обезвреживания.

Чистку и дезинфекцию пустых ульев, вставных и потолочных сок, ульевых холстиков, инвентаря, оборудования и спец-одежды проводят на дезинфекционной площадке с навесом и закрытой ямой для сточных вод. Подмор и мусор со дна ульев собирают и сжигают. Отсыревшие утеплительные подушки замеряют новыми, а старые просушивают. При устойчивой теплой погоде (не ниже 10 °С) семьи пересаживают в чистые продезинфицированные ульи. В слабых семьях гнезда сокращают и утепляют. Освободившиеся от пчел пригодные соторамки дезинфицируют и хранят в сотохранилище.

Пасеки рекомендуется располагать в сухих, хорошо защищенных от ветра, с хорошим весенним медосбором местах. После весенней выставки пчел гнезда нужно сократить и хорошо утеплить. В каждой пчелиной семье при весенней ревизии оставляют  менее 10 кг. меда, а также 1—2 соторамки с пергой. По мере развития пчелиных семей гнезда постепенно расширяют светлыми сотами, а при наличии медосбора — вощиной. С наступлением жарких дней предупреждают перегревание ульев. Нельзя допускать на пасеках близкородственного разведения пчел. Ведут отбор высокопродуктивных, хорошо зимующих и не болеющих гнильцом пчелиных семей.

Меры борьбы. При выявлении европейского гнильца на пасеку накладывают  карантин и осуществляют  мероприятия соответствии с инструкцией о мероприятиях по профилактике ликвидации заразных болезней пчел.

Гнезда больных пчелиных семей сокращают, удаляя пустые и лишние соты с медом; слабые больные пчелиные семьи соединя­ло 2—3 семьи в одну, маток заменяют, гнезда утепляют. Больным пчелиным семьям дают лечебный корм, который готовят из сахарного сиропа (одна часть сахара на одну часть воды) с добавлением на 1 л сахарного сиропа один из лечебных препаратов, как при американском гнильце.

Чтобы предупредить образование устойчивых к лекарству микробов  и   повысить  эффективность лечебных   мероприятий,  рекомендуется чередовать лечебные препараты. Например, если в течение одного сезона применяли тетрациклин, то на следующий год можно использовать стрептомицин и т. д. Такая замена возможна осуществляться по рекомендации ветлаборатории.

Пчелиные семьи, не поддающиеся лечению, а также семьи, которых обнаруживают поражение не только открытого, но запечатанного расплода, подвергают перегону, аналогично описанному при американской гнильце. Соты с большим количеством больных личинок удаляют из гнезда и перетапливают на воск.

При  наличии  большого  количества  здорового  печатного расплода после перегона больных семей его выращивают в специально оставленных (одной или нескольких) пчелиных семьях-инкубаторах.

Дезинфекцию ульев, пчеловодного инвентаря, оборудования, спецодежды, территории пасеки осуществляют так же, как и при американском гнильце. Пустые соты обеззараживают орошением из гидропульта или машины ЛСД раствором, содержащим 2 % перекиси водорода и 1 % муравьиной (или уксусной) кислоты, или 5 %-ным раствором однохлористого йода; экспозиция 24 ч. После этого соты промывают водой и просушивают. Соты можно также дезинфицировать пароформалиновым методом в камере ОППК при расходе 250 мл формалина (40 %-ного) на 1 м3 камеры, создавая в течение часа температуру 50—55 °С и относительную влажность 80—100 %.

С воском и медом, полученным на неблагополучных пасеках, поступают так же, как и при американском гнильце.

Пасеку считают оздоровленной и снимают карантин через год после ликвидации болезни и проведения заключительной дезинфекции.