Мешотчатый расплод

МЕШОТЧАТЫЙ РАСПЛОД — Sacculisatio contagiosa larvae (сии.: сухой гнилец, безбактериальный гнилец, сухая гибель червы, мешкоподобная форма расплода, мешотчатая черва, ме-шотчатая детка пчелы) — заболевание предкуколок медоносных и среднеиндийских пчел. Мешотчатый расплод наносит значи­тельный ущерб пчеловодству, так как больные семьи без оказа­ния помощи не дают товарного меда и не обеспечивают себя кормом, хозяйства лишаются возможности продавать маток и па­кеты пчел.

Возбудитель относится к РНК-содержащим вирусам, имеет сферические частицы 30 нм в диаметре. Вирус устойчив к высушиванию, действию эфира и хлороформа. В водной суспензии он инактивируется при 59 °С в течение 10 мин, на прямом солнечном свете — 4—7 ч, в меде или глицерине при 70—73 °С — 10 мин, в высушенном состоянии — через 3 нед. При кипячении вирус погибает через 40 мин, инактивируется в 0,3 %-ном растворе калия перманганата. Возбудитель сохраняется в меде при комнатной температуре до 30 сут, а в условиях холодильника — 2 мес, в гнилостной массе — более 10 сут; при 22 СС и относительной влажности 53 % на деревянных поверхностях, покрытых прополисом,—10—15 сут, на металлических — 5—10, на со­тах — 80—90 сут; при 5,5 °С и относительной влажности 82 % соответственно 25—30, 45—50, 90—100 сут; в перге при 1,3 °С и относительной влажности 80% —100—105 сут, в меде— 30—35 сут, в 0,5—1,2 %-ном растворе фенола— свыше 3 нед. Вирус устойчив к 3 %-ной едкой щелочи, 0,3—10 %-ным растворам риванола. Лиофильно высушенный вирус сохраняет свои антигенные свойства более 4 лет.

Вирус культивируется в культурах ткани медоносных пчел: вначале отмечается усиление митотической активности клеток, а через 72 ч появляются первые признаки дегенерации. Цитоплазма клеток становится зернистой, появляются вакуоли, клетки округляются и отстают от стекла. Повторное пассажирование вируса в культуре клеток сокращает инкубационный период проявления цитопатогенного действия на 24 ч. Культивирование вируса возможно также в первичнотрипснннзированных культурах куриных и мышиных фибробластов, почек обезьян; адаптация возбудителя происходит после трех пассажей. Перевиваемые линии клеток позвоночных невосприимчивы к заражению. При культивировании на 9—11-дневных куриных эмбрионах титр вируса снижается при пассажировании.

Эпизоотологические данные. Заболевание мо­жет быть повсеместно. Штаммы вируса серологически неидентнчны. Местные пчелы более устойчивы к штаммам вируса, выде­ленного в этой же зоне, по сравнению с привезенными. В естественных и экспериментальных условиях заражаются личинки рабочих пчел, маток и трутней всех возрастов независимо от породы. Однако наиболее восприимчивы к заражению личинки 2—3-дневного возраста. Продолжительность инкубационного периода 5—б дней. Одна больная предкуколка способна заразить до 3000 здоровых личинок. Летальная доза для одной личинки составляет 105 и более вирусных частиц. Вирус выявляется через 18—48 ч после заражения в клетках жирового тела, эпителия трахей и средней кишки, мышц и нервной ткани предкуколки, поражение приводит к сильному разрушению клеток. Возбудитель может развиваться и в организме взрослых пчел, однако признаков поражения у них не вызывает. Заражение личинок осуществляется через взрослых пчел. Вирус выделен из организма самок клещей Varroa jacobsoni, паразитирующих на пчелах (Батуев, 1984).

Заболевание пчел чаще регистрируется весной и в первой половине лета (июнь) после продолжительной холодной погоды при недостатке перги и меда в семьях. Сильные семьи поражаются в меньшей степени, чем слабые и средние. С наступлением медосбора признаки заболевания исчезают. Однако они вновь могут появиться осенью или весной следующего года. Передача возбудителя болезни внутри пасеки происходит при перелетах рабочих пчел и трутней из больных семей в здоровые, при перестановке сотов для выравнивания силы семей. Возможность передачи возбудителя матками остается неясной, хотя известно, что замена их в неблагополучных семьях часто приводит к выздоравливанию семьи пчел.

В пораженных семьях расплод на соте неравномерный, пестрый; крышечки на многих ячейках с печатным расплодом удалены или слегка запавшие с одним-двумя отверстиями; внутри таких ячеек находят вытянутых мертвых личинок, лежащих на спине вдоль ячейки.

Выделяют 5 стадий поражения личинок. У недавно погибших предкуколок под кутикулой видны трахеи, головной конец слегка отходит от края ячейки. При осторожном выделении из ячейки тело личинки имеет вид мешка, заполненного зернистой, мутно-белого цвета жидкостью. В этот период предкуколки весьма инфекцнонны. В последующем происходит потемнение головного конца личинки, сегментация ее сглаживается, объем жидкости увеличивается, личинка приобретает коричневый цвет. В третьей стадии упругость личинки утрачивается, но сохраняется форма тела; кутикула твердая, заполнена зернистой коричневой массой. В дальнейшем содержимое полости тела становится клейким и бесформенным, предкуколки приобретают темно-коричневый или черный цвет, высыхают и имеют вид полулуниых корочек, лежащих выпуклой (спинной) стороной на стенке ячейки; их можно легко удалить. Количество погибающих предкуколок по­степенно нарастает, семьи слабеют. Некоторые семьи погибают, в других с приносом нектара в улей признаки поражения исчеза­ют. Приблизительно в 10 % случаев болезнь может протекать бессимптомно (Бейли, 1967).

Гистологическое исследование пораженных вирусом мешотчатого расплода личинок показывает, что образование большого пространства под кутикулой и накопление жид­кости вызвано распадом жировых клеток. У таких личинок изменяется окраска тела, появляются волоски и шипики, наступа­ет преждевременная склёротизация, т. е. возникают признаки доимагинального и взрослого насекомого, последнее обусловлено нарушением функции эндокринных органов.

Мешотчатый расплод в семьях пчел часто протекает совместно с европейским гнильцом. Течение смешанного заболевания обычно тяжелое; признаки, специфические для первой болезни, нечеткие. В практике такое смешанное течение чаще всего принимают за европейский гнилец, однако после применения сульфаниламидов и антибиотиков, подавляющих возбудителей этих болезней, отмечается интенсивное поражение семей мешотчатым расплодом.

Диагноз ставят на основании лабораторного исследования патологического материала (кусочек сота с 20 или более пораженными предкуколками или такое же количество выделенных предкуколок в 50 %-ном глицерине).

Из методов лабораторной диагностики наиболее специфичной является реакция диффузионной преципитации в агаровом геле суспензии исследуемого материала со специфичной сывороткой. Можно использовать и другие методы серодиагностики: РСК, прямой и непрямой метод люминесцентной микроскопии.

Меры борьбы. Больные семьи сокращают и утепляют, обеспечивают достаточным количеством полноценного белкового и углеводного корма; меняют маток. В качестве лечебного и профилактического средства рекомендована гипериммунная сыворотка, полученная от кроликов и лошадей. 80 мл сыворотки смешивают с сахарным сиропом, который дают весной или летом 3 раза через 5 дней по 150—200 мл на улочку пчел. Профилактическая и лечебная эффективность составляет 70 %.

Ульи, вставные доски, рамки после механической очистки дезинфицируют одним из следующих растворов из расчета 0,5 л на 1 м . 4 %-ной перекисью водорода; 2 %-ной двутретьосновной солью кальция гипохлорида; 5 %-ным нитраном; 1 %-ным формальдегидом при экспозиции 3 ч. Для дезинфекции сотов применяют перекись водорода и формалин в указанных концентрациях и при той же экспозиции. Воск перетапливают в водяной бане при 70 °С в течение 70 мин или автоклавируют (111 °С) при 0,5 атм в течение 30 мин (Деканадзе, 1982).