Кочевое пчеловодство

Пасеку к медоносам.
Как бы местность ни была богата медоносными угодьями, она в большинстве случаев не обеспечивает пчел нектаром и пыльцой в изобилии в течение всего весеннего, летнего и осеннего периодов. В одном населенном пункте могут быть заросли ивовых, много садов, но может не оказаться источников главного взятка, если на землях, прилегающих к нему, возделываются зерновые, пропашные и другие не медоносные культуры.

В другом месте, наоборот, нет или очень мало весенней медоносной флоры, но есть прекрасный старый липовый парк или липовая роща, с которых пчелы могут собрать немало меда.

Встречаются и такие селения, где есть и ивовые, и садовые, и луга, и липа, но этих угодий или небольшое количество, или даже много, но не настолько, чтобы в изобилии обеспечить нектаром всех имеющихся здесь пчел. Иногда большие массивы очень ценных медоносов — эспарцета, гречихи, подсолнечника находятся далеко от населенного пункта, и пчелы долететь до них не могут.

Нередко бывает, что медонос, на который возлагают надежды, вдруг не оправдывает их: его цветение попадает или в знойную, или, наоборот, в дождливую погоду, не благоприятствующую лету пчел, и пасеки остаются без меда, хотя в нескольких километрах следом за только что закончившим цветение медоносом зацветает более поздний источник главного взятка. В хорошую погоду с этого медоноса можно получить много меда, если к нему подвезти пчел.

Перевозку пчел от одного источника нектара к другому справедливо называют кочевкой. Видимо, в тот момент, когда человек впервые взял из леса диких пчел и вместе с гнездами перенес ближе к своему жилищу (для удобства ухода и охраны), возникла мысль переезжать (кочевать) с ними от одних медоносов к другим. Может быть, в те далекие времена и родилась в народе поговорка, в которой заложен глубокий смысл: “За медом надо ехать”.

Кочевка — огромное достижение пчеловодной техники. Она позволяет брать нектар там, где его больше, освободиться от безвзяточных окон, в какой-то степени делает пчеловода независимым от окружающей среды.

Кочевой метод пчеловодства древнейший. Он широко применялся всеми народами мира, особенно славянами.

Колодные ульи и сапетки перевозили лошадьми и волами, запряженными в телеги и арбы, а кавказские народности к труднодоступным горным лугам — вьюками на ослах и лошадях. Чабаны, уходившие в горы с отарами овец, нередко брали с собой и пчел.

Кочуют с пасеками не только к источникам главного взятка, но и к медоносам второстепенным для более интенсивного наращивания молодых пчел или лучшей подготовки семей к зиме. Пчеловоды Кубани, например, ранней весной, вывозят своих пчел на заросшие лесами поймы рек, в предгорья и горы Кавказского хребта на древесно-кустарниковую растительность. Когда семьи нарастят там значительное количество пчел и расплода, пополнят запасы корма, их перевозят в населенные пункты на взяток с белой акации и гледичии. Дальневосточные пчеловоды после медосбора в тайге с липы уезжают с пчелами в Лесостепь на взяток с леспедецы и позднего разнотравья. Семьи, ослабленные на взятке с липы, там хорошо поправляются, наращивают молодых пчел к зиме, а при благоприятных условиях даже собирают немало товарного меда. Многие пчеловоды Московской области весной вывозят своих пчел на вырубки к зарослям лесной малины, летом — на луговое разнотравье по поймам рек, к городским липовым насаждениям, а потом на гречиху в соседние области.

Медоносная растительность многих городов и поселков представляет большую ценность для любительского пчеловодства. Городские площади, проспекты, улицы бывают озеленены липой, каштаном, белой акацией, гледичией, а бульвары, скверы, парки и сады почти сплошь состоят из липы и остролистного клена. Много также желтой акации, жимолости татарской и других декоративных медоносных кустарников. По берегам городских прудов и водоемов растут ивовые.

В Москве и ее зеленой зоне, например, около 100 тысяч гектаров насаждений с множеством ценнейших медоносных пород. Этим медоносным богатством успешно пользуются столичные и подмосковные пчеловоды. Рижане также используют липовый взяток. Ежегодно привозят в город до двух тысяч ульев и получают по 30—40, а в иные годы по 50 килограммов меда от семьи.

Много любителей природы содержат пчел в Киеве, Самаре, Воронеже, Ташкенте и в других крупных городах. Сюда на весенний и летний медосборы с кустарниковой и древесной растительности со своими пасеками кочуют сотни пчеловодов из пригородных зон. Благодаря кочевкам можно получить три-четыре урожая меда в год.

Тот, кто хоть раз перевез свою пасеку на медосбор и почувствовал преимущество этого способа пчеловождения перед стационарным, навсегда уже станет пчеловодом-кочевником и при возможности никогда не упустит открывающегося где-нибудь поблизости взятка. К сожалению, далеко не все пчеловоды кочуют с пчелами: одни из-за сложности подготовки семей к перевозке, трудностей транспортировки или опасения погубить пчел в пути, другие из-за занятости на работе или неудобств походной жизни. Некоторые из этих доводов, может быть, и основательны, но не настолько, чтобы отказаться от 30—50 килограммов меда, а нередко и от большего его количества, дополнительно получаемого пчеловодами-кочевниками с каждого улья.

Подготовка пчелиных семей к перевозке не так уж сложна, тем более если ульи заранее снабжены всем необходимым для кочевки. Не встречаются особые трудности и в охране их в лесу или поле, если пчеловоды-любители кооперируются и поочередно находятся около пчел.

При такой организации кочевки проще создавать нормальные бытовые условия, доставлять продукты, почту, совмещать работу на предприятиях с посещением своих пасек. Постоянное общение друг с другом обогащает знания, опыт. А так как эти группы обычно подбираются из людей, близких по взглядам, жизнь их на природе приобретает особую привлекательность и надолго запоминается. Таким небольшим группам пчеловодов-любителей нередко идут навстречу фермеры и хозяйства, имеющие большие массивы культуры у медоносных угодий и заинтересованные в их опылении, особенно те, у которых недостает своих пчел.

Кочевка с пчелами—лучший активный отдых. Особенно она приятна в летнюю пору. Это не только теплые ночи, напоенные ароматом цветов и свежего меда, это пора обилия в лесу ягод, орехов и грибов, жадного клева рыбы. Не истинное ли наслаждение провести свой отпуск вместе с пчелами среди красот и даров природы!

Прежде чем приступить к подготовке семей к кочевке, заблаговременно подыскивают массив с тем или иным медоносом, определяют состояние растительности и возможные сроки ее зацветания.

Если удалось подобрать два относительно равноценных по запасам нектара участка, то предпочтение отдают тому, который имеет более плодородную землю (липа, например, произрастающая на супесях, хотя и обильно цветет, нектара почти не выделяет, а на глинистых и особенно черноземных почвах нектароносительство обильно и почти ежегодно) и размещается на неровном рельефе, что значительно продлевает сроки цветения и делает взяток более постоянным.

В кипрее, говорят пчеловоды, надо искать кипрей. На торфяниках он нектароносит слабо, а на свежих гарях — обильно.

Если один массив сельскохозяйственного медоноса находится в открытом поле, тем более на возвышенном месте, а другой — на равнинном и поблизости от леса, лесополосы или небольшой речки, то выбор останавливают на последнем. Здесь микроклимат мягче, а ветры слабее, что благоприятствует не только нектаровыделению, но и работе пчел.

Размещать пасеки около больших водоемов, особенно если источники главного медосбора находятся на другой их стороне, нежелательно. Это неизбежно приведет к большой потере лётных пчел.

Важно принимать во внимание количество выпавших атмосферных осадков за период вегетации медоносных растений. Нередко дожди проходят полосами, захватывая лишь какую-то часть района, в то время как остальная его площадь испытывает недостаток влаги. Там, где своевременно прошли дожди и в почве сохранились запасы влаги, нектаровыделение растительности, естественно, будет намного интенсивнее.

Нередко кочуют с медоноса, посеянного рано, на тот же медонос позднего срока посева. Взяток растягивается, вероятность получения с него меда повышается.

Крайне желательно, чтобы, кроме главного источника меда, на этом массиве или рядом с ним были бы медоносы побочные. В случае, если основной медонос подводит или он дает взяток не целый день, как, например, гречиха, пчелы будут работать на медоносах второстепенных. Они даже могут придать основному меду приятные цветовые и вкусовые нюансы.

Берут во внимание и породные особенности пчел. Среднерусские пчелы универсальны. Они продуктивно работают на большинстве медоносов, особенно на малине, кипрее, липе, гречихе, вереске и разнотравье. Пчелы краинские очень хорошо посещают гречиху и травянистую флору. Серые же кавказские, наоборот, гречиху избегают, а с разнотравья и подсолнечника собирают больше всего меда.

Важнейший фактор, определяющий конечный результат пчеловодного сезона, —хорошее знание медоносной флоры и умение прогнозировать взяток.

Пчеловоды, решившие кочевать к сельскохозяйственным медоносам (кориандр, гречиха, подсолнечник и др.), должны заключить договоры с хозяевами полей и получить согласие на право размещения ульев. К посевам гречихи пчел подвозят в начале раскрытия бутонов, так как наиболее сильное нектаровыделение у нее бывает в первые две недели цветения.

При желании вывезти пчел в лес разрешение берут в лесничествах. Они же отводят места и для размещения пасек. Место подбирают на лесной полянке или опушке, около или среди массива медоносов. Выбранная площадка должна быть сухой, хорошо прогреваемой утренним солнцем и иметь растительность, которая защищала бы ульи от солнца в жаркие часы дня.

У сильных медоносов, таких, как липа или белая акация, а нередко и у сельскохозяйственных, на одном месте иногда размещают по 100—150 семей. При такой скученности медоносные растения в радиусе продуктивного лета настолько перенасыщаются пчелами, что нектара для них, тем более на весь рабочий день, часто не хватает. На сбор одной ноши пчелы расходуют намного больше времени, чем они затрачивают, живя в естественных условиях, где скученность, даже во много раз меньшую, природа исключила. Видимо, поэтому пчелы больших пасек во время главного медосбора раздражены, чего не наблюдается на пасеках мелких.

Сообразуясь с природой пчел, в последнее время пасеки стали разукрупнять, и не только у слабых и средних нектароносов, но и у сильных.

Наиболее рациональным оказывается размещение ульев группами по 20—30, не более 50 семей. Продуктивность таких пасек только благодаря разукрупнению резко возрастает. Временное разукрупнение пасек — важнейший прием успешного использования медоносных угодий.

При кочевке с пчелами к сельскохозяйственным медоносам ульи ставят в непосредственной близости к ним, используя, прежде всего полезащитные насаждения.

Пасеки располагают с противоположных сторон массива или в середине, если туда ведет дорога, для лучшего опыления растений и наиболее полного использования нектара. Ни одна пасека не должна оказаться на перелете пчел другой пасеки, иначе она может стать пасекой-перехватчицей.

При двух маточном методе пчеловодства ульи размещают парами. Рядом с основными семьями ставят отводки. Это облегчает усиление семей пчелами или расплодом отводков.

Незадолго до вывоза пчел определяют пути подъезда, исправляют их, если они повреждены или неудобны, готовят место для размещения ульев, палатки или щитового домика для жилья.

Иногда не удается поставить пасеку в непосредственной близости к богатой естественной медоносной флоре из-за отсутствия подъездных путей. В этом случае кочевой точок разбивают в таком месте, массив медоносов, от которого находился бы в радиусе полезного лета пчел.

На участках, отведенных под пасеки в лесу, запрещено вырубать деревья и кустарники, сооружать капитальные постройки (бревенчатый дом, зимовник), разбивать огороды и т.д. Эти участки выделяют лишь на временное, сезонное пользование. Словом, каждый пчеловод-кочевник обязан строго выполнять все предписания лесничеств.

Семьи в дадановских ульях и лежаках к перевозке готовят так. В часы лета пчел открывают ульи и удаляют из них рамки с печатным медом, заполненные больше чем наполовину, в особенности в свежеотстроенных сотах. Эти тяжелые высокие соты во время перевозки по плохой дороге могут оборваться и повлечь за собой гибель пчел, а нередко и маток. Удаляют также соты, содержащие много жидкого меда (напрыска). Взамен их ставят рамки с порожними сотами.

В гнездах, рамки которых не имеют боковых постоянных разделителей, между ними у передней и задней стенок улья помещают временные. Между последней рамкой и боковой стенкой улья вставляют клиновидные разделители, которыми сжимают рамки.

Гнезда в многокорпусных ульях специально для кочевки не готовят. Соты в них на 70 миллиметров короче дадановских, поэтому менее тяжелые и держатся прочно. Перевозка сотов с напрыском не опасна, так как образующиеся водяные пары по узковысокому жилищу хорошо удаляются через кочевую сетку или крышу. Рамки снабжены постоянными разделителями и сдвинуться с места не могут. Снимают лишь медовые надставки, оставляют только гнездовые корпуса.

Кочевые сетки делают или специально, или монтируют их в крышах, а нередко и в доньях. Нижняя вентиляция действует безотказно даже в самое жаркое время. У пчеловодов Румынии кочевая сетка устроена иначе. К обычной кочевой сетке с боков дополнительно прикрепляют бруски длиной, равной наружной длине крыши. На концах брусков сделаны запилы высотой 20 миллиметров для удержания крыши и образования вентиляционного просвета высотой 30 миллиметров, который обеспечивает нормальный воздухообмен при ночной и дневной перевозках.

Во время движения, особенно по плохой проселочной, горной или лесной дороге, семьи возбуждаются. Это возбуждение усиливается, если пчелы лишены возможности уйти из наиболее жаркой расплодной части гнезда в другую или выйти из улья наружу.

Изоляция от внешнего мира чужда природе пчел. В естественных условиях, как известно, из своего гнезда они всегда могут выйти на волю.

Температура в улье во время перевозки поднимается значительно выше оптимальной, особенно когда доступ воздуха в улей ограничен или совсем прекращен (это бывает при закрытых наглухо летках и недостаточной верхней вентиляции). К тому же пчелы большой массой скапливаются у летка, стараясь выйти наружу, и приходят в еще большее возбуждение. Если в гнезде к тому же осталось какое-то количество напрыска или пчелы, побеспокоенные подготовкой, наполнили свои зобики жидким медом, воздух перенасыщается влагой и углекислым газом, содержание кислорода в нем с каждой минутой падает. Возбуждение в таких удушающих условиях достигает предела, особенно у среднерусских пчел, остро реагирующих на всякое вмешательство в их жизнь

Пчелы, как известно, понижают температуру своего тела испарением воды через дыхательную систему. В условиях плохой вентиляции при избыточной концентрации углекислого газа органы дыхания (трахеи) переполняются водяными парами. Пчелы выбрасывают из зобиков до этого взятый мед, вся масса пчел становится мокрой от меда, их дыхальца закупориваются и перестают действовать. Вся семья в течение каких-нибудь 10—15 минут погибает от запаривания. Пчелы становятся черными, будто ошпаренными кипятком, расплод гибнет, соты разрушаются. Чтобы исключить кислородное голодание и запаривание, обеспечивают беспрепятственное поступление воздуха в гнездо.

На ульи с вентиляционными устройствами в крышах магазины не ставят. Пчелы поднимаются из гнезда вверх, под крышу, куда свободно и легко идет свежий воздух. Зазор между обвязкой крыши и стенками улья должен быть таким, чтобы через него пчелы не могли выйти наружу.

Иногда перевозят пчел с настежь открытыми летками. Кочевые сетки в таких случаях не ставят. Потревоженные перевозкой пчелы имеют возможность выйти из улья (собираются они обычно на передней стенке), температура в гнезде, поэтому выше оптимальной не поднимается. Во время движения на автомобиле вентиляция через открытые летки усиливается, потревоженные пчелы постепенно входят в свое гнездо, семья успокаивается. Чтобы вышедших пчел не растерять во время движения автотранспорта, ульи вместе с кузовом машины накрывают частой капроновой сеткой. Широкое распространение этот способ перевозки получил в США.

Единственный недостаток перевозки пчел с открытыми летками — неудобство ручной погрузки и выгрузки ульев.

Улей считают подготовленным к погрузке после того, как все его разборные части надежно скреплены. Конструкции скрепов, которыми пользуются пчеловоды, различны: ленточные, тросовые, замковые и др.

К погрузке ульев приступают вечером, после того как пчелы прекратят лет. Если их решено перевозить в ульях с открытыми летками, то перед погрузкой внутрь дают по одному — два клуба дыма. Пчелы набирают в зобики мед и ведут себя спокойнее, не мешая погрузке. Перевозка пчел по хорошей асфальтированной трассе мало их беспокоит. Размещение ульев в автомашине особой роли не играет, однако их лучше ставить перед ними или задними стенками походу ее. Сила инерции, возникающая во время быстрой езды, будет давить не на плоскость сотов, а на их торцевые стороны. Соты, даже тяжелые, не разламываются.

При перевозке пчел по плохим проселочным и лесным дорогам, по которым транспорт движется медленно из-за сильных боковых качек, ульи ставят в машине сотами поперек дороги. В таком положении они более устойчивы к действию сил, возникающих при резких боковых колебаниях.

Автомашину начинают загружать от кабины водителя, предварительно опустив боковые и задние борта. Первый ряд ульев ставят задними стенками вплотную к переднему борту. Остальные размещают в той же последовательности.

Надставки с запасными сотами, подставки под ульи, пчеловодный инвентарь, заправленный дымарь, личные вещи, палатку, продукты погружают в отдельную машину или у заднего борта одной из машин с пчелами.

Ульи, принадлежащие нескольким скооперировавшимся пчеловодам, в машине размещают в два или три яруса. Ульи одного типа и размера ставят в нижних ярусах, остальные — сверху.

В многокорпусных ульях сильные семьи летом с успехом можно перевозить в трех корпусах, а весной и осенью — в двух. Если ульи перевозят без крыш, поверх кочевых сеток помещают рейки или по размеру кузова сбивают из них раму, на которую ставят ульи следующего яруса. При таком размещении поступление воздуха к пчелам не нарушается. Когда перевозят однотипные ульи и с плоскими крышами, верхние ряды ульев ставят непосредственно на крыши нижних. Ульи крепко увязывают веревками и отправляются в путь.

Скорость движения с пчелами зависит от качества дороги:

по асфальту — обычная, как и с любым другим грузом, по проселочной — исходя из ее профиля. В местах с большими выбоинами, чтобы избежать толчков, при которых тяжелые соты могут оборваться, едут медленнее.

По прибытии к массиву медоносов (желательно успеть до восхода солнца) ульи сразу расставляют не ближе 3—4 метров один от другого. Если поблизости нет проточной воды, то в стороне, неподалеку от пасеки, ставят поилку.

Прибыв на конечный пункт ночью, летки сразу же открывают во всех ульях. Семьи, особенно сильно возбудившиеся быстрее успокоятся. С приездом на место на заре или с восходом солнца летки открывают через 1—2 улья, и в первую очередь у наиболее сильных семей. Выход пчел на облет одновременно из всех ульев в этом случае неизбежно приведет к чрезмерно бурному облету, следствием которого бывают слеты значительного количества пчел одних семей на другие. Чаще всего налеты бывают на наиболее сильные семьи. Это приводит к еще большему усилению одних семей и ослаблению других.

После того как семьи, начавшие облет первыми, станут его заканчивать, открывают летки у остальных. В случае появления течи меда из какого-нибудь улья пчелы на облет не идут или облетываются очень слабо. Семью осматривают и срочно оказывают ей помощь; рамки с оборвавшимися сотами вынимают, а взамен ставят с сушью или вощиной. Дно с вытекшим медом заменяют на чистое.

К вечеру или лучше на следующий день, когда пчелы окончательно успокоятся и переключатся на сбор меда, в гнезда семей, содержащихся в лежаках, ближе к краю помещают медоперговые рамки, отобранные при подготовке к кочевке, чтобы эту пергу пчелы законсервировали — залили медом и запечатали. На верхних брусках этих рамок делают надпись цветным карандашом: “Перга”. На ульи под мед ставят магазинные надставки или корпуса, заранее заполненные рамками суши и вощины (по краям), и медоперговые (по 2—3 в середине).

Нередко кочуют на большие расстояния, иной раз за сотни километров. За короткую летнюю ночь преодолеть этот путь часто не удается, поэтому движение с пчелами продолжают и днем. При быстрой езде ульи хорошо вентилируются, и опасность перегрева гнезд и запаривания семей исключается.

В ненастную и прохладную погоду перевозят пчел в любое время суток. Ульи, не накрытые крышами, при приближении дождя прикрывают брезентом. В задних углах машины укрепляют две рейки высотой на метр больше высоты верхних рядов ульев. К ним привязывают углы брезента, натягивают, а два друг их угла прикрепляют к перед ним углам кузова, машины. Тент, устроенный таким образом, надежно укрывает пчел от дождя и позволяет продолжать путь. При расположении тента скатом к заднему борту ветер будет срывать, брезент, а дождь попадать на ульи.

Перед возвращением с кочевки или переезде на новые источники взятка с ульев снимают все медовые надставки. Гнездовые корпуса оставляют на месте.

В практике пчеловодов-любителей европейских стран особенно широко распространены передвижные павильоны на 30—40 ульев. Пчелы в них всегда готовы к транспортировке.

Пчеловоды, имеющие легковые автомобили, перевозят своих пчел на прицепах, размещая на них по 6—8 ульев,

Чтобы семьи пчел, размещенные у медоносов, работали в полную силу, они, прежде всего, должны быть деятельными и располагать максимальными резервами.

Только сильные семьи способны собрать много меда. По расчетам К. Фаррара, четыре семьи по 15 000 пчел в каждой дадут 100 фунтов меда, в то время как одна семья с 60 000 пчел может дать более 150 фунтов, или в 6 раз больше каждой.

С увеличением силы семьи возрастает выход меда.