Разведение и содержание пчёл

К концу зимовки, как на воле, так и в помещении состояние пчелиных семей, естественно, бывает более тяжелым, чем в какое-то другое время. Пчелы за зиму постарели, их кишечник наполнен не усвоенными остатками пищи, а в гнезде находится расплод (он в это время занимает значительную площадь сотов), его надо кормить и содержать в тепле. Пчёлы после первого облёта очищают кишечник и начинают выращивать расплод. После смерти старых пчел семья становится качественно иной. Практически в улье теперь живет уже новая семья.

Как и любой другой молодой организм, она полна энергии. Ее особи физически крепки, сильны, способны выполнять работы, по объему во много раз большие и в более короткие сроки, чем пчелы, перенесшие зиму. Железы внутренней и внешней секреции, особенно выделяющие молочко и воск, функционируют у них интенсивно. Новая семья, хотя качественно стала намного лучше той, которая ее создала, еще не набрала силы и поэтому пока не готова к выполнению своей основной миссии. Чтобы она смогла дать начало новым организмам, подобным себе, ей, прежде всего надо вырасти, набрать массу. Семья пчел, которая продолжает жить под могучим воздействием инстинкта размножения, как раз и стремится к этому.

Пчелы начинают уделять матке еще больше внимания, они буквально не отстают от нее ни на шаг, предлагая ей корм в изобилии. Едва она остановится, чтобы передохнуть от яйцекладки, одни пчелы свиты наперебой предлагают ей молочко, другие ласково притрагиваются к ней, старательно чистят ее. При таком заботливом уходе и кормлении половые органы матки начинают функционировать все сильнее и сильнее и вскоре уже работают на физиологическом пределе. В увеличении яйценоскости как раз и проявляется биологический эффект маточного молочка. В это время матки обычно откладывают в среднем по 2—3 яйца в минуту. В течение второй половины периода развития семьи количество расплода увеличивается с поразительной быстротой, если пчелы снабжены достаточным количеством меда и пыльцы для воспитания личинок. Рост семьи весной прямо пропорционален количеству корма. Эта закономерность проявляется при любых погодных условиях, и особенно ярко, если в гнезде запасы корма обильные или, наоборот, минимальные. Из 90—100 килограммов меда и 34 килограммов перги, съедаемых семьей в течение года, почти половина приходится на весенний период. На выращивание рамки расплода пчелы расходуют рамку меда или на одну пчелу полную ячейку. Для выращивания одного килограмма пчел требуется почти килограмм пыльцы. Питание оказывает решающее влияние на интенсивность роста, и чем больше пчелы съедят меда и перги, тем больше они вырастят расплода. Инстинкт размножения захватывает всю семью и становится доминирующим только в том случае, если в ее гнезде не менее 15 килограммов меда в дадановском улье и лежаке или более 20 килограммов в многокорпусном и много перги. При таких запасах пчелы сытно питаются сами, хорошо кормят расплод и матку, инстинкт экономии корма у них не проявляется. Не останавливается рост семьи и при ухудшении погоды, когда пчелы не могут вылетать из ульев за нектаром и пыльцой. Отрицательное действие этих неблагоприятных факторов не наблюдается. Опасения за судьбу своего потомства, которое усиливается у пчел, когда мед в гнезде подходит к концу, при больших его запасах не возникает.

И все же роль обильных запасов корма многими еще недооценивается. Нередко хорошим семьям оставляют в гнездах на зимний период всего по 16—18 килограммов меда и очень мало перги, а потом удивляются, почему эти семьи оказываются малопродуктивными, хотя они внешне как будто бы и хорошо перезимовали и корма им весной были увеличены.

Опытные пчеловоды справедливо считают, что избыток меда и перги никогда не повредит пчелам. Для средней и северной полосы страны 20—25 килограммов меда в улье весной не так уж и много. Если такие запасы легко разместить в многокорпусных ульях, сохраняя большую площадь сотов под расплод, в дадановских они намного уменьшают эту площадь и сдерживают работу маток. Поэтому основные запасы меда в дадановских десяти и двенадцати рамочных ульях лучше содержать над гнездами в кормовых магазинных надставках. В ульях, где запасы меда снизятся до критического (8— 10 килограммов) и природа в это время не будет давать нектара, в семье проявится инстинкт экономии корма, и тогда он, а не инстинкт размножения будет определять деятельность семьи. Пчелы уменьшают расход кормов на свое питание, функция желез, секретирующих молочко, снижается. Ухудшается и кормление расплода, вследствие чего поколение из него выходит с пониженной жизнеспособностью, с недоразвитыми крыльями, а нередко и недоразвитым.

Если в это время не пополнить запасы корма (лучше меда и перги), то матка резко сократит яйцекладку, а когда корма подойдут к концу, приостановит ее. Пчелы начнут выбрасывать сначала открытый, а потом и закрытый расплод. Семьей руководит теперь не столько инстинкт экономии корма, сколько инстинкт самосохранения. Замечено, что матки, прервавшие яйцекладку хотя бы на 3—4 дня, возобновляют ее не сразу.

В естественных условиях в гнездах пчел запасы корма всегда значительные, сверхмаксимальные, поэтому весной семьи бурно растут. Однако инстинкт размножения еще более обострится и яйцекладка возрастет, станет максимальной, если пчел поместить в условия взятка.

Принос свежего нектара и его переработка сильно возбуждают семью, повышают ее общий тонус. Пчелы выполняют большой объем работ в улье, улучшают уход за расплодом и маткой. Все это и обеспечивает ее бурный рост. Очень важно, чтобы поступление нектара и пыльцы шло непрерывно на протяжении всего периода роста. Если естественная медоносная растительность бедна, взяток слабый и к тому же прерывается, порой на значительное время, высевают специальные медоносы или вывозят пчел в другую местность с более богатыми медоносными угодьями. Когда возможности кочевать нет, прибегают к возбуждающей подкормке медовой сытой или жидким сахарным сиропом. Создается иллюзия медосбора.

Пчелы стараются раздвинуть границы расплодной части гнезда, чтобы предоставить матке необходимый ей простор для яйцекладки. Одни группы отстраивают соты на вощине, другие готовят новые площади ячеек под расплод на свободных сотах, очищая и полируя их, третьи ту же работу выполняют внутри гнезда, где идет интенсивное выведение расплода. Едва только молоденькая пчела выберется из своей ячейки, как сейчас же появится пчела-уборщица и начнет ее чистить. В подготовленные ячейки матка снова кладет яйца.

В природе устанавливается устойчивое тепло, зацветают все новые виды медоносных растений. Сбор нектара и пыльцы возрастает. В семье изо дня в день появляется все больше молодых пчел, выкормленных еще прошлогодними пчелами. И хотя естественный отход пчел от дождя, ветра, врагов, заболеваний будет идти и у этой качественно иной семьи, он по сравнению с тем, который был в ранне-весенний период, во много раз меньше. Семья растет, ее живая масса прибавляется. Увеличивается и площадь сотов, занятая расплодом.

Матка кладет яйца в пчелиные ячейки. Одна из характерных биологических особенностей растущей семьи состоит в том, что она живет заботой о выращивании только рабочих пчел. Они ей нужны для выполнения текущих работ в улье и в поле, а потом потребуются для выращивания очередных поколений, из которых сформируется ее плод — рой; и для заготовки запасов корма на зиму. Именно поэтому семья в период накопления живой массы продолжает строить соты, состоящие из пчелиных ячеек, и в силу этой же особенности матка откладывает яйца только в них. Участки трутневых сотов она обходит. Не готовят трутневые ячейки под расплод и пчелы. Трутни семье пока не нужны.

Установлено, что матка может работать нормально, то есть откладывать ежесуточно, то количество яиц, которое вырабатывают ее половые органы, если весной после облета семья будет весить не менее 2,5 килограмма и масса эта ко дню замены перезимовавших пчел не уменьшится, а увеличится. Она с первых же дней активного роста вполне справляется и с созданием необходимого тепла в гнезде, и с работами по уходу за расплодом, и выделяет значительные резервы для сбора нектара и пыльцы. Потомство, выращенное такой семьей, бывает крепким и выносливым. По мере омолаживания семьи возможности для ее дальнейшего роста увеличиваются. Нормально расти может только сильная семья.

Темп роста семьи зависит не только от ее силы, но и от качества матки, степени ее плодовитости. Только та сильная семья выращивает много расплода и набирает большую живую массу, матка которой в период наивысшего роста будет откладывать по 2,5—3 тысячи яиц в сутки. Такой высокой яйценоскости достигают матки в возрасте не старше двух лет и выращенные при особо благоприятных условиях.

Как бы хороша ни была семья весной и как много матка ни откладывала яиц, рост семьи может затормозиться, если гнездо вдруг окажется мало. Чтобы оно не ограничивало работу матки, его продолжают расширять. Только при значительных запасах корма и свободного пространства в расплодном гнезде молено освоить всю производительную способность пчелиной семьи, обусловленную ее природой. В многокорпусном улье матка весной работает преимущественно в верхнем корпусе. Чтобы определить, есть ли в нем свободное место для откладывания яиц, стамеской сзади расчленяют корпуса, приподнимают верхний и подпирают его стамеской или клином, сделанным для этой цели, дымом отгоняют пчел. Если на большинстве обнажившихся сотов снизу будет расплод, то корпуса вторично меняют местами: верхний с расплодом ставят на дно, нижний поднимают наверх. В нем к этому времени соты уже освободятся от расплода, и матка вновь получит значительную свободную площадь для откладывания яиц. Эта операция не только обеспечит работу матки, по крайней мере, в течение двух недель, но и вновь, как при первом перемещении, сильно активизирует всю семью.

Яйцекладка матки заметно снизится, если корпуса местами не поменять. Заполнив расплодом соты верхнего яруса, в нижний она сразу не идет. А. И. Рут, основоположник прогрессивной технологии содержания пчел в многонадставочных ульях, не раз отмечал, что матка часто совсем забрасывает нижний корпус, если она находит место для работы вверху. Матка охотнее откладывает яйца в верхней части гнезда, где больше тепла и корма, а не в нижней, где гнездо сильнее охлаждается под воздействием температуры внешней среды.

Упорно продолжая оставаться вверху, она пытается отыскать ячейки, освобождающиеся от расплода, затрачивая на это, много времени и сил. Но и отыскав, сможет положить в них только такое количество яиц, какое откладывала три недели назад (цикл развития пчелы длится 21 день), когда семья была значительно слабее и матка работала вполсилы.

Гнездо пчел в многокорпусном улье, оставляемое на период роста семьи без перестановки его частей, не стимулирует работу матки, а сдерживает ее и даже отбрасывает назад на тот период, когда она еще только набирала темп яйцекладки.

Рано или поздно матка, конечно, спустится вниз и станет там работать, но ненадолго, до тех пор, пока снова не появится возможность откладывать яйца вверху. И класть их будет не столько, сколько она уже откладывала, а намного меньше. Ведь пока матка находилась вверху, соты нижнего корпуса в значительной части пчелы заполнили пергой. Сюда они ее и продолжают складывать. Полезная площадь для расплода ограничена. Семья поэтому не нарастит больших резервов, в ней может преждевременно обостриться и роевой инстинкт.

Крупнейший американский ученый К. Л. Фаррар указывает, что ошибочно оставлять для расплода нижний корпус, то есть не нарушать целостность гнезда. Для освоения всей производительной способности пчелиной семьи, по его словам, необходима периодическая смена корпусов с расплодом до начала первого главного медосбора. Сам Фаррар, в частности, менял корпуса местами через каждые 7—10 дней.

Содержание пчел без перемещения корпусов превращает размыкающийся многокорпусный улей в неразборную колоду, а роль пчеловода, искусство которого заключается в том, чтобы управлять ростом и деятельностью семьи, сводится к тому, чтобы лишь слепо следовать за ходом ее естественного роста и развития.

С зацветанием садовых культур объем гнезд вновь увеличивают. Со дня выставки пройдет примерно 40—45 дней. Молодых пчел выводится с каждым днем все больше. Семья растет и становится сильнее. Прежний размер гнезда ее может теперь уже стеснить, помешать матке, увеличить яйцекладку, ограничить работу пчел по сбору нектара и пыльцы. Перед цветением садов пчелы начинают проявлять заботу о трутнях. Семьи вступают в качественно новое физиологическое состояние, которое вызывается действием пробудившегося инстинкта роения.