Физиология восковыделения

Воск — ценный продукт, необходимый народному хозяйству и самой пчеловодной отрасли, поэтому ученый основательно исследовал физиологию воскообразования. В этом важном вопросе, касавшемся физиологии медоносной пчелы, наблюдались серьезные разногласия ученых. Одни считали, что для выделения воска пчелам не нужна азотистая пища — ведь они строят соты на одном сахаре или меде. Другие, наоборот, утверждали, что для этого нужна перга. Однако экспериментальных данных и выводов, обоснованных научно, не имелось.

Опыты Н. М. Кулагина убедительно доказали, что для образования воска решающее значение имеет цветочная пыльца. В кишечнике молодых пчел-строительниц он всегда обнаруживал большое количество пыльцы.

На вопрос о том, почему же пчелы, питающиеся только сахаром, могут строить соты, он отвечал: они расходуют на это белок своего организма. Не случайно пчелы, живущие без азотистой пищи, неэнергичны, мало работоспособны. У них как бы наступает депрессия. Ведь известно, что при недостатке белка в пище у животного нарушается обмен веществ, снижается жизнедеятельность, ухудшается нормальная работа всего организма, обостряются болезни. То же бывает и у медоносных пчел.

«Опыты, сделанные мною, — писал Н. М. Кулагин в статье «К вопросу об образовании пчелами воска», — указывают, что принятие пыльцы в пищу пчелами не только влияет на образование воска в большом количестве, но и обусловливает начало самого процесса — выделение пчелами воска». Иначе говоря, воск — вещество белковой природы. Значительно поднималась роль пыльцы в жизни пчел, которую пчеловоды обычно недооценивали.

Одно время полагали, что пчелам для выделения одной части воска требуется восемь — двенадцать частей меда. Однако такой подход Н. М. Кулагин считал научно несостоятельным. По его мнению, процесс восковыделения скорее акт произвольный. Воск появляется у пчел определенного возраста в качестве вторичного и обязательного продукта пищи, которую они потребляют для поддержания своей жизни и кормления личинок. Специально на образование и выделение воска мед они не расходуют.

Ученый указывал на необходимость постановки дополнительных опытов для получения большего количества воска от пчел. Страна очень нуждалась в воске, особенно в период первой мировой войны. Россия в эти годы переживала восковой кризис, закупала его за границей, расходуя огромные средства. Общества же пчеловодов воск заготавливали и употребляли только для одной цели — вырабатывали из него вощину. Воск шел в основном через скупщиков, баснословно на нем обогащавшихся. О том, что пчеловоды не полностью используют огромную восковыделительную способность медоносных пчел, говорили результаты подсчетов потерянных насекомыми восковых пластинок, проведенных на учебно-опытной пасеке академии. На дне ульев разных систем за сезон было найдено в среднем более чем по 9 тысяч пластинок. Н. М. Кулагин предложил радикальные меры по улучшению положения дела с воском. Один из главных путей он видел в увеличении числа пчелиных семей приблизительно вдвое (пасеки России в начале XX века насчитывали чуть более б миллионов ульев), что сразу уменьшило бы импорт воска. Указал он на меры и чисто технологические. Подавляющее число семей продолжало оставаться в неразборных ульях, пчеловодство в основном носило хищнический, роебойный характер. Поэтому надо было дать местному населению знания рационального пчеловодства, научив их не уничтожать, а сохранять семьи, организовывать вывод и продажу маток в большом количестве.

Как полагал ученый, значительно увеличить производство воска можно и усовершенствованием процесса переработки сырья, который находился пока в руках предпринимателей, чуждых интересам пчеловодства. Усовершенствование заключалось в том, что воск следовало не «топить, как умели», а перерабатывать, строго соблюдая технологию. Кроме того, он, как и Ломакин, считал необходимым наладить промышленное производство воска, передать «дело воска» пчеловодным обществам и кооперативам, кредитовать их.

Именно Н. М. Кулагин выдвинул тезис об отпуске средств на научно-практические опыты по переработке воскового сырья. Ведь сокращение потерь воска в процессе переработки — один из способов увеличения его производства. Наконец, ученый видел возможность решения восковой проблемы в изменении условий содержания пчел, в частности в использовании улья Лангстрота. Многонадставочный улей и тут имел неоспоримое преимущество: пчелы в этом улье больше отстраивают сотов, чем в ульях других систем. Столь важное наблюдение академика не могло пройти мимо пчеловодов России, выбиравших для себя лучшую конструкцию улья. Оно не потеряло своей актуальности и теперь.