«Пчеловодное дело»

В октябре 1921 года вышел первый номер журнала «Пчеловодное дело», ставшего центральным органом пчеловодов России. Он положил начало возрождению пчеловодной журналистики. Издавали его Измайловская опытная пасека и Московское общество сельского хозяйства. Журнал включал материалы научно-исследовательского и практического характера, рассказывал о пчеловодной учебе и передовом опыте. Редактором его стал А. Е. Титов.

С первых же номеров журнал ставил важные организационные вопросы, освещал острые проблемы теоретического и практического пчеловодства, или, как говорил его редактор, отражал «пчеловодную жизнь и пчеловодное дело в их важнейших проявлениях». В журнале печатались статьи о системе улья, гнильце, методике опытов, зимовке пчел на открытом воздухе, рефераты иностранных статей.

На страницах журнала выступали известные ученые-пчеловоды — Г. А. Кожевников, А. С. Буткевич, К. А. Горбачев, А. Н. Брюханенко, X. Н. Абрикосов, П. Л. Снежневский, В. В. Алпатов, П. М. Комаров, И. И. Кораблев. Он оказал сильнейшее влияние на развитие пчеловодства страны.

С еще большей силой, чем прежде, зазвучал призыв А. Е. Титова к объединению пчеловодов — организации обществ, товариществ, кооперативов. Кооперации в это время отводилась первоочередная роль в восстановлении и развитии народного хозяйства страны, в том числе и пчеловодства. Титов выдвинул программу пчеловодной кооперации как части сельскохозяйственной кооперации и фактически возглавил это движение. Распыленность огромной массы пчеловодов не способствовала подъему отрасли.

Кооперативные организации по пчеловодству, кроме создания крупных доходных пасек на паях, должны были взять в свои руки всю организационную и хозяйственную деятельность пчеловодов — снабжать их ульями, инвентарем, вощиной, выступать в защиту прав и интересов пчеловодов, налаживать широкую просветительскую работу по пчеловодству, создавать страховые медовые фонды на случай неурожайных годов.

Кооперация — свободное, добровольное объединение и сотрудничество пчеловодов. Основана она на демократических принципах — равенстве членов и самоуправления, дает возможность совместными усилиями делать то, что не под силу одному, сочетать личные интересы и общественные цели.

В 1922 году состоялся Первый всероссийский съезд представителей общественных и кооперативных организаций по пчеловодству. Он положил начало организованному строительству в области пчеловодного промысла, наметил пути, по которым должны пойти пчеловодство страны и кооперативное движение. На нем был принят кооперативный устав. А. Е. Титов, в частности, особо подчеркивал на нем необходимость иметь страховые подкормочные фонды, что, естественно, было под силу только пчеловодным организациям. Он советовал централизовывать местные фонды и при необходимости передавать их из одного места в другое.

   Кооперация могла отрегулировать и торговлю медом, сбить на него цены на рынке, монополизировать продажу. «Частному торговому аппарату, — писал Титов в одной из журнальных статей, — можно и должно противопоставить кооперативный аппарат. Дело сбыта продуктов своего труда пчеловоды должны взять в свои руки». Притом нужен был гибкий, дешевый аппарат, оперативный в своих действиях. Кооперация играла важнейшую роль в вытеснении частного капитала из торговли.

И еще на одну чисто коммерческую сторону указывал автор статье — технику и культуру торговли. Мед, предлагаемый кооперативами, должен быть не только доброкачественным, хотя это — первое условие, но и безупречным на вид. И это еще не все: требовалось, чтобы он был дешевле, чем у частного торговца. Это привлечет покупателя, повысит авторитет пчеловодной кооперации, укрепит доверие к ней.

Выяснить потребителя меда, изучить его вкус, предложить ему товар в том виде и в такой форме, которые будут для него доступны, повести широкую пропаганду употребления меда — вот задачи кооперации пчеловодов. Этому никогда в России не уделялось внимания. Впервые выдвинута конкретная программа действий, которая постепенно воплощалась в жизнь.

Кооперативные пчеловодные товарищества имели свои фирменные магазины, через которые сами, напрямую, минуя какие-либо промежуточные инстанции, реализовывали свою продукцию, заботились о ее качестве, берегли честь своей фирмы.

Создать постоянный, емкий, устойчивый и выгодный внутренний медовый рынок, следить за ним, расширять его — без этого пчеловодная кооперация не могла обойтись. От этого зависело будущее всего пчеловодного хозяйства.

Поднимался вопрос и о внешней торговле продуктами пчеловодства, продвижении русского меда на мировой рынок. Экспортные операции были вполне по силам кооперативным организациям. Экспорт меда мог увеличить экономическую мощь пчеловодной кооперации, отрасли и страны в целом, послужить могучим стимулом к восстановлению пчеловодства.

Вопрос об организации экспорта меда ставился широко. До этого вывоз меда за границу носил случайный, неорганизованный характер и занимал незначительное место в общей системе экспорта, хотя мог представить солидный источник доходов. Русский мед исстари славился за пределами Руси. Он обладал высокими природными качествами, на международных выставках не раз получал высшие награды. И теперь открывались широкие перспективы его сбыта за границу.

Однако к экспортабельному меду предъявлялись высокие требования, а эта область была очень мало разработана. Кроме того, что мед должен быть вполне зрелым, абсолютно чистым и однородным, его надо хорошо упаковывать, придавать привлекательный вид, чтобы он не уступал своей внешностью конкурентам.

Производство меда на экспорт выдвигалось как важнейшая задача пчеловодной кооперации.

Титов считал, что настало время начать осветлять меды, отбеливать их, так как светлые сорта ценятся на мировом рынке дороже темных и пользуются повышенным спросом. Фильтрацию медов, широко практиковавшуюся за рубежом, он советовал освоить и внедрить у нас, где производится очень большое количество гречишного, верескового, лесного и других темных медов, и в прошлом всегда стоивших дешевле светлых только потому, что они не имели привлекательного вида.

В международной торговле медом Титов усматривал один из важнейших путей повышения удельного веса пчеловодной отрасли в народном хозяйстве страны, привлечения к пчеловодству внимания руководящих органов власти, возможность оснащения отрасли новейшими техническими средствами отечественного и зарубежного производства. Экспорт меда мог и должен стать солидным источником национального дохода.

В экспортном вопросе Титов был и до сих пор продолжает оставаться одним из самых крупных специалистов и организаторов. В нем удачно сочетался широкий государственный размах с конкретной практической деловитостью. Он хорошо знал медоносную сырьевую базу страны, разрабатывал способы сортировки, обработки, стандартизации меда, его упаковки, выявлял емкость иностранных медовых рынков, завязывал связи с заграничными медоторговыми организациями, намечал наиболее выгодные сроки поставки меда в другие страны, чтобы его можно было дороже продать. «Нужно отметить, — указывал он, — что сезон усиленной реализации меда на внешнем рынке начинается с сентября и продолжается до конца марта; после этого времени почти в течение полугода медовый рынок испытывает затишье. Следовательно, мед должен быть собран, обработан и заброшен на иностранные рынки в самом начале осеннего сезона, иначе он останется не реализованным слишком долгое время, что вызовет излишне непроизводительные расходы в валюте».

В 1926 году впервые после войны и революции пчеловоды выступили в качестве экспортеров меда, а в 1927 году его отправляли уже в Великобританию, Австрию, Германию, Францию, Норвегию, Афганистан, Китай, Японию. Началось организованное выступление на внешнем медовом рынке. Внутренние медовые ресурсы позволяли закрепиться на мировом рынке, производительные возможности пчеловодства и пчеловодной кооперации оказались очень велики.

Было ясно, что только тогда пчеловодная кооперация справится со своими задачами — быть рычагом прогрессивного развития отрасли, когда кооперативные идеи — идеи взаимопомощи, солидарности и творческой самодеятельности проникнут в сознание пчеловодов, станут их кровным делом.

На основе кооперативного плана В. И. Ленина пчеловодная кооперация росла, развивалась, крепла. В первые же годы возникло большое число товариществ. Только на Кубани в 1921 году их начитывалось более ста. К 1926 году в стране работало 878 пчеловодных организаций — артелей, товариществ, секций,  союзов, обществ. «Теперь нет больше препятствий к организации Союза пчеловодов, к учреждению при Министерстве земледелия особого выборного комитета по делам пчеловодства, к открытию везде и всюду пчеловодных обществ, кооперативов», — писал академик И. М. Кулагин.

В РСФСР создали Всероссийский союз пчеловодной кооперации — Пчеловодсоюз. Это было событием крупнейшей важности. Он стал оперативным центром пчеловодной кооперации, а журнал «Пчеловодное дело» — его органом.

Иван Васильевич Манохин

Пчеловодное кооперативное движение стало на самостоятельный путь развития, который привел к оживленной деятельности пчеловодные кооперативные объединения.

Такие же центральные союзы создали в Башкирии, Киргизии и других республиках, на Дальнем Востоке. Кооперативные пчеловодные хозяйства были, как правило, крупными, сильными, экономически крепкими, в лучших из них применяли ульи Лангстрота и промышленную технологию ухода за пчелами. Здесь же устраивали мастерские и даже целые комбинаты, где изготовляли ульи, инвентарь, вощину, посуду под мед, перерабатывали восковое сырье.

Мощное Кунгурское кооперативное товарищество пчеловодства, возглавляемое И. В. Манохиным, имело свой механический завод по производству ульев. Это был первый ульевой завод в стране. Его продукция высокого качества была хорошо известна пчеловодам Советской России. Товарищество снабжало пчеловодов Урала вощиной, изготовляло долбленую липовую посуду под мед емкостью от 2 кг до 4 пудов.

Механический завод Таганрогского товарищества пчеловодства, выпускавший инвентарь, приобрел всесоюзный характер и сыграл большую роль в общем кооперативном движении. Благодаря заводу открылась возможность стандартизировать инвентарь, улучшить его технические свойства, изменить ассортимент соответственно требованиям рационального пчеловодства и новейшим достижениям.

Двадцатые годы вошли в историю пчеловодства как годы бурного роста пчеловодной кооперации. Они сыграли огромную роль в развитии отрасли.

Дореволюционные общества пчеловодов в основном носили просветительский характер и были далеки от хозяйственного удовлетворения пчеловодов. Теперь в основу кооперирования легла материальная заинтересованность. Характер деятельности обществ и кооперативных товариществ переместился в плоскость экономических интересов, хотя очень важной оставались учебная и просветительская функции. Этому служили массовые издания научно-популярных книг и брошюр на самые актуальные темы, написанные доступно для рядового пасечника, пчеловодные журналы, живое слово выступлений и докладов ученых и специалистов там, где только представлялась возможность, — на публичных воскресных чтениях в парках, зоологическом саду, политехническом музее, на уездных и губернских пчеловодных выставках, в пчеловодных обществах и кооперативных товариществах, на собраниях и съездах.

Повсеместно проводились пчеловодные курсы, устраивались кружки для начинающих пчеловодов. Инструкторская и просветительская работа и теперь была крайне развита, значительно больше, чем в любой Другой отрасли сельского хозяйства.

В 20-е годы в стране уже появились коммуны, совхозы и другие коллективы, которые производили различную сельскохозяйственную продукцию. Они тоже начали заниматься пчеловодством. Предполагалось иметь в них крупные промышленные, примерные для пчеловодов-любителей пасеки, где находили бы применение достижения науки и практики.

Кузница пчеловодных кадров. Для крупного общественного пчеловодства нужны высококвалифицированные специалисты, владеющие передовой теорией и практикой пчеловодства, научно обоснованными приемами. Без хорошо подготовленных, прогрессивно мыслящих командиров производства невозможно было поднять пчеловодство страны на уровень важной отрасли народного хозяйства и сделать его промышленным. «Надо расширить сеть инструкторов, — настаивал А. Е. Титов, — обратить особое внимание на подготовку нового инструкторского персонала».

Измайловская пасека, национализированная в 1920 году, стала кузницей пчеловодных кадров и, пожалуй, всей передовой пчеловодной культуры СССР.

Инструкторские курсы, которые действовали на Измайловской пасеке еще до революции и готовили превосходных специалистов, теперь, оставаясь единственным в стране учебным заведением по подготовке пчеловодных кадров среднего звена, значительно расширились. Программа их существенно изменилась и обогатилась, получив новое направление — промышленное. Появились ранее не преподававшиеся дисциплины — экономика и организация пчеловодного хозяйства, организация общественного пчеловодства, которая включала историю пчеловодства, кооперацию, формы и методы распространения знаний, бактериология, химия меда, пчеловодное оборудование.

Ведущий предмет — технику современного пчеловодства — вел сам Титов. Это, по существу, был курс технологии промышленного пчеловодства — первый и долго остававшийся единственным в нашей стране.

А. Е. Титов, умевший создавать и поддерживать творческую атмосферу, смог привлечь для чтения лекций и проведения практических работ лучшие пчеловодные силы страны — ученых Московского университета и сельскохозяйственной академиг, сотрудников опытных станций и видных пчеловодов-ирактихов.

Свои дипломные работы слушатели курсов посвящали важнейшим звеньям промышленного пчеловодства — системе улья, организации племенного дела, противореевым приемам, устройству комбинатов по производству ульев и пчеловодного оборудования при кооперативах.

  Степан   Константинович Краснопёрое — первый из пчеловодов Герой Труда

В Сибирь и на Украину, в Центрально-Черноземные области и на Кубань, в Поволжье и на Дальний Восток уезжали окончившие Измайловку инструкторы-пчеловоды. Перед ними стояли большие и сложные задачи, но молодые командиры производства были во всеоружии. Для пропаганды передовых приемов пчеловодства, кроме способов, выработанных русскими инструкторами в дореволюционное время, — лекций, курсов, выставок, учебно-показательных пасек, — теперь они могли широко пользоваться местной сельскохозяйственной печатью, просветительскими учреждениями — кружками и клубами. Много полезная деятельность инструкторского состава ценилась очень высоко. Вятскому губернскому инструктору Степану Константиновичу Красноперову, талантливому организатору и новатору, за выдающиеся заслуги первому из пчеловодов в 1929 году было присвоено звание Героя Труда.

Немаловажное значение придавал Титов техническому оснащению Измайловской пасеки, служившей хорошей практической базой для слушателей курсов, наглядным примером для других, особенно крупных кооперативных пасек, и делал для этого очень много. Здесь под его руководством была построена мощная механическая мастерская по изготовлению ульев, пчеловодных принадлежностей и вощины. Находилась она в руках великолепных специалистов, выпускала продукцию образцового качества и в таком количестве, что могла удовлетворять заказы даже из союзных республик.

Исключительная популярность пасеки и ее большие успехи были обусловлены не только научной разработкой важнейших проблем практического пчеловодства и подготовкой специалистов, но и тесной связью с широкими массами пчеловодов и любителей природы. Здесь еще с XIX века еженедельно проводились так называемые воскресные пчеловодные беседы, о которых знали почти по всей стране. С началом первой мировой войны беседы прекратились. А. Е. Титов их возобновил. В Измайлове — чудесном уголке Москвы с громадным лесопарком — в выходные дни отдыхали тысячи горожан. Тот, кто заходил на пасеку, мог посетить музей природы и пчеловодства, в котором только одна коллекция ульев доходила до 300, или послушать интересные лекции о жизни крылатых тружениц и приемах ухода за ними. Лекции были исключительно популярны. Их охотно посещали рабочие и студенты, жители подмосковных поселков и крестьяне из соседних областей, начинающие пчеловоды и любители природы. Воскресные беседы давали слушателям много новых и полезных знаний о пчелах и современном практическом пчеловодстве, многих на всю жизнь сделали страстными пчеловодами.

Подготовка кадров шла в стационарных сельско­хозяйственных учебных заведениях и на многочисленных краткосрочных курсах пчеловодных обществ и кооперативных товариществ.