Возраждение пчеловодства в России

Многих пчеловодов немцы угнали в Германию. По мере освобождения территории от оккупантов хозяйства восстанавливали пчеловодство. Еще гремели вражеские орудия, а пчеловоды уже начинали организовывать пасеки. «Как только немцы были выбиты из нашего села, — рассказывал старший пчеловод колхоза «Червонный колос» Запорожской области И. М. Удод, — не успела стихнуть перестрелка, а я уже бросился к пчелам. Посмотрел на пасеку, сердце сжалось: ни одного улья не осталось, только колышки торчат, да и на стеблях бурьяна кучками повисли уцелевшие пчелы. Подобрал я кое-какие остатки ульев, наскоро сколотил изломанные корпуса, нашел несколько ящиков из-под снарядов и их использовал в дело. С этих пчел и началась наша пасека». Так было почти повсюду. В такой же степени пострадало и приусадебное пчеловодство.

Вслед за отодвигающимся на запад фронтом сразу же начали завозить пчел в освобожденные районы из южных разведенческих питомников.

С каждым годом наращивали мощь пчелоразведенческие хозяйства, возрождались и вступали в строй ульевые мастерские и предприятия, изготовляющие ин­вентарь, налаживалось восковощинное производство. В вощине пчеловоды испытывали особо тяжелые затруднения. Постепенно восстанавливалась промышленность, обслуживающая пчеловодство. В последний год войны только в РСФСР было отремонтировано и изготовлено около 300 тысяч ульев. Возобновивший производство Таганрогский завод пчеловодного инвентаря дал 3500 медогонок и более 10 тысяч дымарей.

Феропонт Петрович Головатый

В районы, пострадавшие от оккупации, перевезено почти 14 тысяч пчелиных семей. С такой же энергией шло восстановление пчеловодства и в других союзных республиках.

Не счесть трудовых подвигов пчеловодов в годы Великой Отечественной войны. Венцом патриотических дел стал великий почин саратовского пчеловода Феропонта Петровича Головатого. Когда фашисты подошли к Волге и над нашей Родиной нависла смертельная опасность, Ф. П. Головатый внес из своих личных сбережений 100 тысяч рублей на постройку боевого самолета. «Я решил, — говорил Головатый, — отдать на строительство самолета все свои сбережения. Сейчас, в грозные дни войны, каждый из нас, не жалея средств и жизни, должен оказать помощь своей Родине, Красной Армии. Провожая недавно своих двух сыновей и трех зятьев на фронт, я дал им наказ: «Бить, беспо­щадно бить немецких захватчиков?». А со своей стороны я обещал детям помочь Красной Армии колхозным самоотверженным трудом». Это был пример гражданского служения отечеству, нравственный подвиг во имя Родины.

Весть об этом прозвучала как призыв к всенародной мобилизации средств на оборону страны. Невиданных размеров приобрело патриотическое движение по оказанию помощи фронту. Миллионы советских людей откликнулись на этот призыв. Они отправляли на фронт теплые вещи, белье, подарки, вносили в фонд обороны деньги, драгоценности, покупали боевую технику и передавали ее армии. В короткий срок на строительство самолетов, танков и пушек были собраны большие средства. Только военно-воздушным силам передано в 1943 году 1360 боевых самолетов.

Почин Головатого горячо поддержали пчеловоды страны и последовали его примеру. Многие боевые машины — истребители и штурмовики, танки и самоходные пушки, сокрушавшие врага, — несли на своем борту имена пчеловодов. Ростовские передовые пчеловоды С. М. Рева и М. С. Петренко передали в фонд обороны 475 тысяч рублей и подарили госпиталям 220 пудов меда. По танку купили донецкие пчеловоды И. И. Задорожный  и И. Я. Стрижак, а запорожец В. А. Виноградчип и харьковчанин И. А. Жадан — по истребителю. Сибирский пчеловод В. Е. Игошин внес на строительство самолета 110 тысяч рублей и вручил его приемному сыну Володе Плотникову. Майор Плотников, на борту истребителя которого была надпись: «От Игошина Василия Ефремовича», — уничтожил 16 самолетов врага, много живой силы и техники. Героически погиб майор В. Плотников, сражаясь на грозной боевой машине. Пчеловод купил еще один самолет и подарил его своему земляку трижды Герою Советского Союза А. И. Покрышкину. До конца войны воевал на нем прославленный летчик. Пчеловод колхоза «Гражданский свет» Россошанского района Воронежской области М. А. Поляничко купил для Красной Армии три боевых самолета. На три истребителя внесла деньги из своих сбережений землячка Головатого пчеловод колхоза «VII съезд Советов» Куриловского района Саратовской области А. С. Селиванова. Мужественно сражались танкисты на своих грозных «Т-34», на броне которых было начертано: «Оренбургский пчеловод». Целая танковая колонна была построена на средства оренбургских пчеловодов. Ростовские пчеловоды собрали свыше миллиона рублей на эскадрилью самолетов «Пчеловод Дона». Пчеловоды Михайловского района Воронежский области передали 1 миллион 200 тысяч рублей на постройку эскадрильи «Михайловский пчеловод».В 1943 году Ф. П. Головатый купил второй самолет и вновь вручил его своему земляку гвардии майору Б. Н. Еремину взамен первой, износившейся в тяжелых боях машины. На этих истребителях летчик сбил 15 вражеских самолетов. В День Победы 9 Мая 1945 года боевой самолет с надписью «Феропонт Головатый» приземлился на центральном берлинском аэродроме. Это символизировало итог беззаветного труда и возвышенного нравственного подвига пчеловодов страны, внесших свой вклад в Победу. За годы войны сильно поредели ряды старых работников пчеловодства. Многие из них, защищая Родину, пали в бою.

Долго еще будет ощущать наша отрасль эту невосполнимую потерю, залечивать нанесенные войной глубокие раны. Но за войну выросли и новые кадры. Среди них творцы невиданных, рекордных медосборов. История пчеловодства может гордиться ими.