Перевозка пчёл
С момента образования в семьях зимнего клуба (октябрь — ноябрь) пчел перевозить практически нельзя. Во время переноски, погрузки и транспортировки ульи сотрясаются, клуб распадается, в гнезде повышается температура, пчелы начинают больше расходовать меда, что приводит к перегрузке задней (толстой) кишки и поносам. Не имея возможности летать, пчелы загрязняют соторамки, внутреннюю поверхность ульев и др. Кроме того, от сотрясения клуб может упасть на дно; в этом случае создается угроза гибели пчел от холода.
Перевозить пчел можно только после первого очистительного облета, когда кишечник пчел не переполнен экскрементами. Кроме того, весной количество пчел в ульях относительно невелико, соты не заполнены медом, в гнезде имеется много свободного места, и пчелы имеют возможность для свободного перемещения и вентилирования гнезда с целью снижения температуры. Температура внешней среды в этот период невысокая, а потому поддерживать оптимальные условия в гнезде трудностей не составляет. Летом в гнездах пчелиных семей очень много расплода, зревшего и незрелого меда. Кроме того, в это время для обновления сотов в гнезда добавляют рамки с искусственной вощиной, которая может быть не полностью отстроенной и заполненной медом; их восковая конструкция очень слабая, и поэтому при резком встряхивании такие соты могут оборваться и погубить всю семью.
При перевозке нарушаются привычные условия жизни пчел. В результате этого пчелы во время перевозки сильно возбуждаются, ищут любые щели, чтобы выйти из улья. Возбужденные пчелы резко увеличивают расход меда и образование воды в их дыхательной системе также увеличивается. По этой причине в жаркую погоду пчелы могут «запариться» — они становятся мокрыми и быстро погибают. Следовательно, для предупреждения запаривания пчел перед началом работ по перевозке семей необходимо создать им условия, при которых пчелы не приходят в длительное возбужденное состояние. При подготовке семей к перевозке корпуса ульев и магазинные надставки целесообразно заполнить рамками с сушью полностью, рамки с медом и свежим напрыском нектара изъять, оставив в гнездах медового корма не более 10 кг. Жестокость или неподвижность крепления рамок должна быть такой, чтобы расстояние между ними (размер улочек) не уменьшались, и рамки между собой не соприкасались. За счет ничем не заполненных подкрышника и крыши улья с открытыми сетчатыми вентиляционными окнами (в типовых ульях), за счет постановки на гнездовой корпус магазинной надставки или дополнительного корпуса (в ульях без стандартных подкрышника и крыши) над гнездом создается свободное пространство не менее 25 см, обеспечивающее хороший воздухообмен во всем внутреннем объеме улья. Дополнительно поставленные магазинная надставка или корпус накрываются сверху кочевой сеткой. Утеплительные подушки, холстики или деревянные потолочины из ульев убираются. Части ульев прочно скрепляются между собой специальными скрепами.
При перевозке семей ранней весной (для использования поддерживающего медосбора и др.) и сравнительно прохладной погоде специально подготавливать гнезда пчел к этому необходимости нет. Достаточно лишь укрепить рамки так, чтобы они стояли неподвижно в улье, не раскачивались и не сдвигались при толчках.
Ранней весной, (когда температура воздуха окружающей среды еще низкая), во время непогоды (когда пчелы не вылетают из ульев) погрузку и перевозку семей можно осуществлять в течение всего дня. Если же погода стоит летная, то погрузку семей можно производить только вечером, когда все пчелы вернутся в улей, т.е. с наступлением сумерек. Перед погрузкой летки ульев наглухо закрывают.
Размещают ульи в кузове автомашины (автотракторном прицепе) так, чтобы рамки стояли перпендикулярно к направлению дороги (ульи внешних рядов летками к бортам), тогда они будут меньше раскачиваться во время движения. Для обеспечения продуваемости встречным ветром (при перевозке) не только крайних ульев, но и расположенных в середине кузова автомашины (прицепа), между рядами ульев оставляют сквозные продольные щели, что достигается прокладкой в этих щелях 4 реек толщиной 8—10 см и длиной, равной длине кузова автомашины (автотракторного прицепа) .
Ульи, имеющие плоские горизонтальные крыши, ставят в 2—3 яруса один на другой. На ульи с двускатными крышами кладут по две продольных доски, покрывающих весь ряд ульев, на эти доски ставят второй ряд ульев. Одновременно перевозят складные подставки под ульи, а при их отсутствии —брёвна или рейки длиной 50 см, диаметром 8—10 см, на которые затем ставят ульи.
После погрузки ульев и инвентаря борта кузова автомобиля (автотракторного прицепа) закрывают, верхний ярус ульев скрепляют веревкой, затем связывают поперек каждый ряд ульев, закрепляя веревку к бортам или шасси.
При перевозке соблюдают особую осторожность, замедляя на выбоинах дороги и поворотах. Скорость движения транспортных средств на ровной асфальтированной дороге должна поддерживаться в пределах 50—60 км/час, на проселочной — не более 15—20 км/час. Остановки в пути допускаются лишь самые необходимые (и на непродолжительное время), двигатели транспортных средств при этом должны работать (не выключаться). Останавливаться надо в неосвещенных местах. Остановка под фонарем (например, в городе) может излишне потревожить пчел.
Сопровождать груз должен сам пчеловод, имея под рукой разожженный дымарь, желательно 2—3 мокрые простыни и посуду с водой, чтобы в случае высыпания пчел (при погрузке, разгрузке или аварии) можно было накрыть ими улей. На расстояние, которое можно проехать за 2—3 часа, наиболее удобно перевозить пчел рано утром. Для чего погрузку семей осуществляют до рассвета. В этом случае перевозка и разгрузка ульев производится засветло.
Сильные семьи (массой 5 кг и более) в жаркое время года можно успешно перевозить только в ульях с открытыми летками. Грузят их в транспортное средство рано утром (на рассвете), когда наблюдается самая низкая температура суток. Перед погрузкой в леток пускают 2—3 клуба дыма из дымаря. После погрузки семей в каждый улей пускают еще 4—5 клубов дыма. Во время погрузки ульев двигатель транспортного средства должен работать. Благодаря возникающей при этом —вибрации кузова пчелы из ульев почти не выходят. Перевозка семей с открытыми летками не вызывает беспокойства пчел и повышения температуры в гнездах, что исключает обрыв сотов и гибель пчел.
По прибытии на место разгрузку ульев нужно производить, как можно быстрее. Холодный поток воздуха в процессе движения вынуждает выходящих из ульев пчел формировать клуб под свесом крыши, под прилетной доской или под дном улья. Этот клуб через несколько минут после остановки транспорта распадается. И тогда пчелы начинают летать, мешать работать; поэтому разгрузку целесообразно закончить ещё до того момента, как пчелы станут активными.
Более целесообразно разгрузку производить таким образом, чтобы транспортное средство медленно двигалось по середине точка, а ульи снимались и расставлялись по обе стороны.
Открывать летки можно только после того, как пчелы полностью успокоятся. В жаркое время летки открывают после разгрузки семей сразу же. Признаком благополучной перевозки является дружный и энергичный облет пчел.
Если возникает необходимость перевозки пчел на небольшое расстояние (например, при покупке пчелиных семей), то надежнее всего перевезти ульи с пчелами сначала на расстояние 5— 6 км, а через неделю — на намеченное место.
Место для временного размещения пасеки выбирают с учетом времени сезона. Весной, для наиболее успешного выращивания пчел в семье, ульи ставят в хорошо прогреваемом солнцем, защищенном от ветра месте, летками на юг. Летом, в жаркое время, ульи лучше поставить под высокими деревьями и кустарниками, летками на восток, и так, чтобы солнце в жаркое время дня ульи не прогревало (чтобы ульи в это время были затенены деревьями или кустарниками).
После разгрузки и размещения пасеки на точке в ульи заглядывать не рекомендуется в течение 24 часов. Пчелы в этот период времени остаются еще возбужденными, и ранний осмотр может озлобить их еще больше.