На пасеке академии
Как и многие студенты зоологии Московского университета, Николай Михайлович впервые познакомился с медоносными пчелами на Измайловской учебно-опытной пасеке. Здесь проходили заседания отделения пчеловодства Русского общества акклиматизации, велись наблюдения и ставились опыты учеными и сотрудниками пасеки, здесь готовились кадры специалистов.
Заведуя кафедрой в Московской сельскохозяйственной академии, своей учебной и экспериментальной базой Кулагин сделал академическую учебно-опытную пасеку. С его приходом начался период ее расцвета. Пасека содержала более 50 ульев разных систем — от колоды до современных лангстротов и даданов. Жили в них пчелы разных пород, в том числе красноклеверные итальянки американской селекции, что специально для Кулагина прислал из США А. Е. Титов. Научное руководство пасекой началось в 1894 году и плодотворно продолжалось до конца его дней.
По своему прямому назначению пасека служила своеобразным учебным пособием для знакомства студентов с пчеловодством. Пасека академии прививала пчеловодные знания будущим зоотехникам, агрономам, лесоводам. Здесь проходили практические занятия с демонстрацией всех видов пасечных работ, которые предусматривались рациональной технологией и были включены в учебную программу. Студентов знакомили со способами изготовления вощины, поделкой рамок и типовых ульев. Естественно, им сообщали сведения по анатомии и физиологии медоносной пчелы, племенному делу, рассказывали о продуктах пчеловодства. Желающие полнее изучить пчеловодство получали по одной семье и самостоятельно работали с пчелами в течение всего года.
Освоению пчеловодства способствовал и богатый экспонатами музей академии, где размещались ульи разных систем и из разных мест России, вальцы нескольких образцов для изготовления вощины, медогонки и другие приспособления, необходимые для работы на пасеке, коллекция медов и восков, подаренных музею академиком И. А. Каблуковым, гербарий важнейших медоносных растений.
Одновременно пасека способствовала распространению пчеловодных знаний среди населения, чему Н. М. Кулагин придавал особое значение. Она, как и ее старшая «сестра» Измайловская пасека, гостеприимно была открыта для посетителей, всегда имеющих возможность получить здесь квалифицированную консультацию. По воскресным дням систематически проходили демонстрации приемов рационального пчеловодства окрестным крестьянам, рабочим московских фабрик и многочисленным любителям природы. Многие из них становились потом пчеловодами. Охотно посещали пасеку школьники. Ежегодно пасеку посещало более 200 пчеловодов из разных концов России.
Кроме того, на пасеке ставили различные опыты, большей частью имевшие общее научное значение. В частности, изучались физиология пищеварения пчел, их породы, состояние зимнего клуба. Сам Николай Михайлович исследовал здесь происхождение пола у пчел, осеменение маток в искусственных условиях, вел наблюдения за температурой в улье Лангстрота и медосбором, изучал воздействие различных факторов среды на эмбрионы, личинок и куколок. Ученого волновали проблемы роения, кормления, выделения воска, пчелоопыления, а также инфекционные болезни пчел. Его работы дали много нового пчеловодной науке, обогатили ее, принесли большую пользу практике.