Первый шаг к пчеловодству

С появлением металлических предметов, в частности топора, доступ к пчелиному гнезду облегчился. Создаются долота и стамески. Теперь стало проще похитить мед. Дикие пчелы на местах стоянок истреблялись. Кочевые народы переселялись в соседние леса, где было больше дичи, лесных даров, пчел и меда, чем в местах прежнего кочевья, и все повторялось.

С переходом к оседлости и возникновением поселений, сначала небольших, а потом значительных, которые определялись, как убеждает история, каким-то одним из важнейших промыслов, в том числе медовым, несколько изменилось отношение к пчелам.

Охотник за медом не мог не заметить, что в разоренном медведем или им самим дупле пчелы чаще всего погибали. Потом в него опять поселялись пчелы. Но так как дупло было разворочено, мед становился доступным всем. Пользовались им не только люди, но и дикие лесные жители — медведи, куницы, соболи, дятлы, мыши, муравьи, осы, шершни. Редко в нем можно было найти много меда. Возникла необходимость прикрывать эти большие отверстия от зверей, птиц и насекомых, защищать пчел от них. Для этого или вставляли в дыру кусок дерева, или привязывали древесную кору — лубок, которую скребалом сдирали с другого дерева. В лубке проделывали отверстие для вылета пчел. Сохранение пчел уже заботило древнего человека.

Охотник за медом теперь имел возможность ближе познакомиться с пчелами и устройством их гнезда. Ведь дупла встречались разные: широкие в толстых деревьях и узкие, длинные, с запасом, и короткие, если сердцевина сгнила в нижней части ствола. Были дупла не сплошные, а разделенные слоями древесины, к которым прикреплялись пчелиные постройки. Человек обнаружил, что меда бывает больше в верху дупла, и чем оно шире, тем больше в нем сотов, чем выше и просторнее, тем многочисленнее пчелами и богаче медом.

Возможно, уже в это время обнаружено, что дупло заполняется медом к осени, после цветения древесных растений, а в летнее время в нем бывает очень много «червячков», поэтому на охоту за медом лучше ходить в конце лета. Человек позволял пчелам собирать запа­сы, чтобы потом отнять их. Так он поступал и с другими лесными животными, заготавливающими себе корм на зиму, — белками и бурундуками, у которых он отбирал грибы и орехи. Все эти наблюдения и открытия, сделанные нашими далекими предками, очень важны с точки зрения исторического развития пчеловодства, его истоков и первых шагов. Многие из них легли потом в основу его технологии.

Разорение дупел еще долгое время оставалось единственным путем добычи меда, удельный вес которого в экономике первобытных общин все более возрастал. Охота за медом постепенно уступала место более разумному отношению к пчелам и использованию их драгоценных даров.

Первобытный человек был бессилен понять происхождение меда и самих пчел, как и многие другие загадочные явления природы, которые его окружали.

На протяжении тысячелетий человечество верило в сверхъестественные силы. Пчелиная семья как раз и была для него таким таинственным явлением природы. Это породило мифы, легенды, сказания о пчеле и меде, многочисленные поверья и ритуальные обряды. Богато ими прошлое отечественного и мирового пчеловодства. Они украшают его и обогащают наше представление о нем. Начало их в глубочайшей древности.

Пчелы извечно привлекали симпатии людей. В греческих и римских мифах пчела — божественное существо, дочь Солнца. По преданию латиноамериканцев, пчелы созданы ангелами. Многими народами древности, в том числе и славянами, пчела признавалась священной, постоянной спутницей божества. Индийский бог Солнца изображается в виде пчелы. Пчела стала эмблемой бога-громовержца Зевса, и он являлся людям в образе пчелы. По немецкой легенде, пчелы — единственные существа, сохранившиеся от золотого века. Пчел считали знаком бессмертия и вечности, как вечны духи, ветер и другие сверхъестественные, неподвластные людям силы, символом добра, трудолюбия народа и богатства. Их изображали потом на медалях, монетах, сосудах, гербах многих старых русских городов. Геральдика приоткрывает еще одну страницу в истории нашего пчеловодства.

Согласно одной из старинных русских легенд пчелы пошли от лошади, заезженной водяным и брошенной в болото. Когда рыболовы вытащили невод, то в нем вместо рыбы оказались пчелы. И они разлетелись по всему свету. По верованию египтян, пчелы произошли из трупа быка, а по белорусскому поверью — из головы льва.

В одном предании о появлении пчел в горах Кавказа говорится о том, что пророк, на которого было ниспослано испытание, страдал около одной горы в Осетии. Червей, которые разъедали его тело, ангел смел крылом, и из них образовались пчелы. Все они улетели на эту гору.

Такому представлению и толкованию происхождения пчел, несомненно, служило сходство личинок пчел и мух. Человек знал, что мухи рождаются из личинок, но не мог объяснить, как личинки, из которых появляются пчелы, могли попасть к ним в гнездо.

По другой, очень широко распространенной легенде, пчел на Русь принесли Соловецкие святые странники в посохе. В белорусских сказках рассказывается о переселении пчел в этот благодатный лесной край из далеких заморских стран.

По мнению, древних, в том числе и наших предков, мед — не земное вещество, а божий дар. Падает он на землю с неба утренней росой, а потом его светлые, как жемчуг, ароматные капли собирают с цветков пчелы. Мед — это звездный плач, слезы звезд, которыми увлажняются цветы. Он — пища богов, они его посылают на Землю людям для их блага и счастья.

Согласно северному эпосу священный мед дает человеку силы и мудрость, а добыл его один из главных северных богов у великанов.

Одна из кавказских легенд рассказывает об охотнике, который однажды проходил мимо горы и увидел несметнее количество насекомых. Массой вылетали они из ее разрезов и снова скрывались в других впадинах. Он заинтересовался ими, но насекомые находились на такой высоте, что добраться до них было невозможно. Он пригласил другого охотника. Они устроили огромную лестницу, долезли до гнезда этих насекомых и хотели воспользоваться медом, но пчелы напали на них. После бегства, когда охотники оказались в безопасности, решили полизать то липкое вещество, которым были запачканы их руки. Сладость его удивила их.

Прошла зима, они вновь пришли к горе. На этот раз разрез горы был наполнен медом до такой степени, что из сотов, пригретых солнцем, тек мед. Насладившись им, охотники решили поймать хоть несколько этих необыкновенных мух. Они содрали с вишневого дерева кору, свернули ее и полезли на гору, окутав голову башлыками. Им удалось поймать несколько насекомых. Их они принесли домой. С тех незапамятных пор в их селении и по всей округе водятся пчелы и приносят людям мед.

Пройдут века, пока натуралисты и ученые разгадают тайны происхождения и склад жизни медоносной пчелы, так поразившей человека, взволновавшей его ум и воображение.