Сигнализация у пчёл

Сигнализация у пчел

Знакомясь с жизнью пчел, нельзя не отметить различные способы сигнализации, к которым они прибегают, чтобы сообщать друг другу о наиболее важных моментах их жизни: об открытии богатого источника нектара или пыльцы, о времени выхода роя, о найденном для роя новом жилище, о призыве к защите или нападению и т. д.

Многое в этой области пока еще непонятно: например, мы не знаем, какими неведомыми сигналами пчелы-ищейки увлекают целый рой к избранному ими месту для его поселения; но нам теперь уже хорошо известно, как оповещают пчелы друг друга об открывшемся взятке. Делают они это при помощи так называемых «танцев».

«Танцы» пчел. Считалось, что сборщицы пыльцы совершают «виляющий» танец, сборщицы нектара — «круговой». Ученые, следившие за танцами пчел через стеклянные стенки наблюдательных ульев, так описывают круговой танец. Освободившись от нектара, сборщица начинает, быстро припрыгивая, описывать узкие круги на том месте сота, где перед тем сидела. При этом она постоянно меняет направление движения, поворачиваясь то направо, то налево и, таким образом, двигаясь то в одну, то в другую сторону, описывает один или два круга. Такой круговой танец происходит в самой гуще пчел и особенно интересен тем, что он вовлекает окружающих пчел: сидящие ближе других к танцовщице начинают вприпрыжку двигаться за ней и стараются касаться усиками ее брюшка; они повторяют все ее повороты, так что танцовщица в стреми­тельных движениях как бы тащит за собой целый хвост пчел. Это кружение длится несколько секунд, полминуты или целую минуту, затем танцовщица вдруг прекращает его и, освободившись от свиты, начинает тот же танец в другом месте сотов. Потом она внезапно направляется к выходу, летит снова к месту корма и, вернувшись с грузом, повторяет этот же танец.

Рис. 9. Сигнальные движения пчел о расстоянии до источника корма: А — круговые; Б— восьмёрочные

В жизни пчел большое значение имеет также виляющий танец. Его описывают так. Пчела пробегает по соту полукруг небольшого радиуса, затем делает резкий поворот назад и бежит по прямой к исходному пункту; потом описывает второй полукруг в противоположную сторону так, что он дополняет первый до полного круга; затем идет снова назад, по прямой к исходному пункту, и, таким образом, продолжает кружиться все на том же месте несколько минут: полукруг налево, по прямой назад, полукруг направо, по прямой назад и т. д. Но самым существенным отличием этого танца от кругового является быстрое виляющее движение брюшком, которое пчела совершает постоянно во время обратного бега по прямой от конца полукруга до исходного пункта.

Рис. 10. Схема «виляющих танцев»:

А — полет к месту добычи «от солнца» под углом 30°; Б — полет к месту добычи «к солнцу» под углом 45°.

Движения, которые пчелы-вербовщицы выполняют во время виляющих танцев, схематически показаны на рисунках 9, 10

Интересно, что пчелы, наблюдающие за танцами и воспроизводящие движения танцовщиц, все время касаются их своими усиками, т. е. обнюхивают, воспринимая аромат тех цветов, на которых танцовщицы собирали нектар. В запахе цветов пчелы разбираются очень тонко и, начав работать на цветах какого-либо растения, посещают его до тех пор, пока в них не иссякнут источники нектара.

Пчелы, мобилизованные на работу вербовочными танцами, вылетают из улья, отыскивают взяток и, вернувшись в улей с добычей, тоже начинают танцевать, вовлекая на работу все новые и новые группы пчел.

Вербовочные танцы в ульях наблюдаются лишь в тех случаях, когда обнаружен обильный взяток, т. е. Если нектар добывается сравнительно легко. По мере же того как цветение того или иного медоноса приближается к концу и в соответствии с этим в цветах снижается выделение нектара, танцы в ульях происходят все реже: при отцветании медоноса добывание нектара делается затруд­нительным, и пчелы уже не танцуют. Но как только в природе вновь появляется обильный взяток, т. е. расцветает массив каких-либо новых медоносов, в ульях опять наблюдаются оживленные танцы.

Наблюдения ученых над танцами пчел привели к выводу, что круговой танец у пчел означает известие о месте добычи нектара, а виляющий—о месте сбора пыльцы.

Однако в настоящее время взгляд на это изменился, было установлено, что оба танца — и круговой и виляющий — свидетельствуют не о виде найденного взятка (нектара или пыльцы), а исключительно о расстоянии от улья до места добычи и о направлении, в котором следует лететь к этому месту, ориентируясь в пути по положению солнца.

Огромный вклад в изучение сигнальных движений внес Фриш, которому за эти работы в 1973 г. была присуждена Нобелевская премия. Большинство отечественных и зарубежных ученых считают, что при помощи сигнальных движений пчелы указывают расстояние до источника корма и направление к месту медосбора (Фриш, 1930; Линдауэр, 1960; М. Е. Лобашев, 1962; Н. Г. Лопатина, 1971; И. А. Левченко, 1971; Е. К. Еськов, 1981, и др.).
Круговым танцем пчелы извещают о добыче, находящейся от улья на расстоянии до 25 м.

Если расстояние от улья до места добычи 25—200 м, некоторые пчелы-вербовщицы производят круговые, а некоторые — виляющие танцы; при этом чем ближе расстояние от улья до места добычи к 200 м, тем большее количество вербовщиц исполняют виляющий танец, и наоборот: количество виляющих танцев сходит на нет, если расстояние от улья до места добычи приближается к 25 м.

При расстоянии от улья до места добычи от 200 м и более вербовщицы производят исключительно виляющий танец, довольно точно при этом указывая, на каком именно расстоянии от улья находится эта добыча. Достигается это быстротой пробегов во время танцев и количеством виляний брюшка в прямолинейных пробегах фигуры танцев в определенный отрезок времени, т. е. двойной сигнализацией. Так, за 15 секунд число полукружных пробегов при расстоянии 100 м составляет 10,9, при 200 м — 8,3, при 1000 м — 4,5, при 1500 м — 4 и т. д. Таким образом, чем дальше добыча, тем медленней ритм пробегов. Число виляний брюшка во время прямолинейного пробега в фигуре виляющего танца, наоборот, увеличивается по мере увеличения расстояния от улья до места добычи. Например, если расстояние от улья до места добычи 100 м, пчела при каждом прямолинейном пробеге делает 2—3 виляния; если 400 м — 6—8, 700 м — 10—11 и т. д.

Рис.   11.   Сигнальные  движения  пчел о направлении лёта к источнику  корма:
А — на горизонтальной поверхности прилетной доски; Б, В, Г, Д — на вертикальной поверхности сота;К— источник корма; У— улей; С — солнце; а-б— направление действия силы тяжести

Сигнализация пчёл о расстоянии до источника корма (по данным И. А. Левченко)

Расстояние до источника корма, мСреднее количество виляний в полном цикле сигнальных движенийОбщая продолжительность всего цикла сигнальных движений, сПродолжительность виляющего пробега, с
02,01,840,16
1004,31,920,34
2005,62,110,4
50010,42,560,83
100018,93,151,51
200035,14,782,81

Если круговой танец означает «ищи корм около улья или поблизости от него», а направление, в котором надо лететь к добыче, не указывается, то это вполне понятно: обследовать местность в радиусе 25 м, хотя бы и во многих направлениях, не так-то трудно. Другое дело, если найденный медонос находится от улья на расстоянии 2—3 км. Чтобы обследовать местность в этом радиусе, хотя бы только по окружности, пчеле пришлось бы пролететь 12—18 км, затратив на это и много мускульной энергии и времени.

Но, оказывается, в таком обследовании нет никакой необходимости: вылетая за добычей, маленькие труженицы уже знают, в каком направлении от улья им надо лететь к обнаруженному источнику взятка — пчела-вербовщица указывает это направление во время прямолинейных пробегов виляющего танца.

Так, если пчела производит прямолинейный пробег на соте снизу вверх (головой кверху), это значит, что за добычей надо лететь по направлению к солнцу, т. е. на юг. Если же, наоборот, сверху вниз (вниз головой), это значит, что лететь за добычей следует по направлению от солнца, т. е. на север. Точно так же, если прямолинейный пробег имеет направление направо от вертикали, то лететь надо направо от солнца и притом под таким же углом в отношении направления к солнцу, под каким идет и линия прямолинейного пробега к вертикальной линии.

Аналогично с этим прямолинейным пробегом указывается и направление налево от солнца (схема виляющих танцев пчел показана на рисунке 9, 10).

В точности воспроизводя на сотах все движения танцовщицы, наблюдающие за ней пчелы запоминают указываемые ею расстояние и направление, по которому следует лететь к найденному источнику взятка; вылетая из улья, они уже знают, где надо приземляться.

О характере открытого взятка пчелы, наблюдающие за танцами, судят по внешнему виду танцовщиц: если танцовщица имеет на задних ножках крупные комочки обножки, значит найдена пыльца; если же у нее вздуто брюш­ко—значит найден нектар.

Кроме пластического способа сигнализации (посредством танцев), у пчел, вероятно, существует и слуховая сигнализация. По крайней мере часто приходится наблюдать, как на гул клубящегося в воздухе роя дружно, роем же, вылетают пчелы и из других ульев, хотя бы семьи в них и не были еще готовы к роению (это наблюдается во время так называемой «роевой горячки» и говорит о том, что пчелы способны воспринимать звуковые волны). Подтверждением этого служит и та «перекличка» маток («пение маток»), которую можно слышать в пчелиных семьях перед выходом из них роев-втораков, или же «певчих перваков», когда на «тюканье» молодой, ползающей по соту матки откликаются «кваканьем» матки, находящиеся еще в ячейках (маточниках).

Вообще гамма звуков, производимых пчелами, начиная от простого жужжания и кончая воющими звуками (при безматочности) и шелестом крыльев (похожим на шелест сухих листьев), которым голодающая семья отзывается на легкий щелчок по улью,— довольно разнообразна. Нет сомнения, что все эти звуки пчелами воспринимаются, иначе они на них никак бы не реагировали. Но соответствуют ли эти восприятия тем понятиям, которые мы связываем со слухом позвоночных животных, пока не установлено.

Сигнализация пчел, или, образно выражаясь, язык пчел, имеет очень большое значение в жизни семьи. Только при наличии у пчел способности сообщать друг другу о наиболее важных моментах их жизни возможна та согласованность в работе, которую мы наблюдаем у многотысячного населения улья.

Большая работа по изучению сигнализации пчел проделана советскими учеными. Проф. Губиным разработан метод практического использования сигнализации пчел при опылении многих сельскохозяйственных растений, даже таких, цветы которых пчелы посещают неохотно, например клевера красного и люцерны.

Научные работники, применяя дрессировку пчел на запах, добивались того, что пчелы собирали нектар даже с сирени.

Для сигнализации пчелы используют также запах, выделяемый их пахучими железами. По запаху (и по звуку) они находят место привоя своего роя; выделениями пахучих желез они отмечают леток и прилетную доску улья и т. д.