Увеличение пасеки, селекционная работа на пасеке

Плодовитость маток неодинакова. Самыми высоко-плодовитыми считают маток итальянской золотистой породы. Очень высокой плодовитостью характеризуются и матки среднерусской лесной пчелы. Семьи со среднерусскими матками обычно наращивают большую массу пчел и печатного расплода не только в районах, где главные медоносы зацветают спустя 80—90 дней после весеннего очистительного облета, но и там, где этот период бывает в 2 раза короче (районы Сибири, Урала, Севера).

Матки низкой плодовитости, у которых яйценоскость не превышает 1500 яиц в сутки, с трудом создают хозяйственно полноценные семьи и то лишь к позднему главному взятку (гречишному или подсолнечниковому).

У пчел, обитающих в естественных условиях, матки рождаются обычно высоко плодовитыми. В борьбе за существование приобрели право на жизнь только такие породы и популяции пчел, которые в конкретных природно-климатических условиях смогли сохранить себя и поддержать непрерывность существования своего вида.

В ходе эволюции в процессе естественного отбора выживали семьи с матками высокой плодовитости и погибали с низкой, не имея возможности из-за малочисленности пчел запасать себе корм и противостоять суровым воздействиям внешней среды.

Плодовитость маток определяют не только наследственные свойства, полученные от родителей, но и условия, в которых они выращивались, — сила семьи, ее физиологическое состояние, запасы корма.

Семья выводит роевых маток. Приспосабливаясь к условиям среды, пчелы исторически выработали свойство определять наиболее подходящую для вывода маток пору. Как правило, она наступает тогда, когда погода становится устойчиво теплой, природа щедра на корм пчелам, а семья вырастает настолько, что бывает способна роиться. Ее гнездо заполнено расплодом всех возрастов, медом и пергой. В этих благоприятных условиях пчелы выращивают маток самого высокого класса — физически хорошо развитых, с максимальными массой, количеством яйцевых трубочек и их размером. Таких маток называют роевыми, так как их выращивают семьи в период подготовки к роению.

 Роевые маточники.

Увеличение пасеки, селекционная работа на пасекеГотовясь произвести потомство, пчелы отстраивают восковые мисочки — зачатки маточных ячеек, которые напоминают собой шапочку желудя. Внутренний диаметр мисочки 8—9 миллиметров. Пчелы делают их обычно на ребрах сотов, внизу и в местах их повреждений. Матка развивается за более короткий срок, чем пчела и трутень, и обмен веществ у нее интенсивнее. Ей поэтому требуются большее количество кислорода и более низкая температура. Снизу из летка как раз и поступает свежий, богатый кислородом воздух. Здесь не скучиваются пчелы. Температура воздуха возле маточников бывает на один-два градуса ниже температуры расплодной части гнезда. Теплоотдаче способствует и ребристость стенок маточника и пористость его оконечности. В стороне от расплодного гнезда пчелам легче нести службу по охране маточников.

Прежде чем матка отложит яйца, пчелы немного оттянут стенки мисочек и сузят их до диаметра ячейки рабочей пчелы. Делают они это для того, чтобы матка положила в них оплодотворенные яйца (в ячейки диаметром больше пчелиных матка кладет неоплодотворенные яйца). В течение почти трех суток в яйце идет развитие зародыша. К концу третьих суток, когда яйцо под тяжестью плода примет по отношению к донышку почти горизонтальное положение, в маточник пчелы кладут капельку маточного молочка. Оно, как полагают, размягчает оболочку яйца, что облегчает вылупление личинки. Но самое главное назначение этой капельки молочка — снабдить личинку с первых секунд ее постэмбрионального развития в изобилии кормом.

Количество его обычно превышает массу появившейся на свет личинки более чем в 4 раза. Теперь суженное отверстие маточника пчелы расширяют до первоначального размера. Это необходимо для нормального физического развития матки. У семьи, готовящейся к роению, нет большей заботы, чем вырастить хороших маток для своего потомства. Поэтому за каждой маточной личинкой пчелы ведут особенно тщательный уход. Личинку с первых секунд существования и до конца личиночного периода они обильно кормят только маточным молочком. Его они наливают в маточник. Личинка, плавающая в молочке, жадно поедает, заглатывает его, совершая кругообразные движения, и очень быстро растет, по количество корма не уменьшается, а увеличивается: пчелы кладут все новые и новые порции молочка. По мере развития личинки они соответственно надстраивают и стенки маточника. В последние 24 часа до запечатывания маточника число посещений личинки пчелами значительно возрастает и доходит до 3500 раз. Через пять с половиной суток пчелы запечатывают маточник выпуклой пористой воздухопроницаемой крышечкой. Установлено, что маточная личинка продолжает обильно питаться и расти примерно в течение 12 часов и после запечатывания маточника. Личинка превращается в куколку. Через 16—17 суток после снесения яйца матка вскрывает маточник и выходит. Роевые матки рождаются, как правило, крепкими, полновесными (200—220 миллиграммов), с очень хорошо развитой половой системой. Количество яйцевых трубочек достигает у них максимума — 400, а камер в каждой трубочке также предельная величина — 13 и более. При среднем числе трубочек 300—350 в яичниках матки одновременно созревает 3900—4550 яиц. Плодовитость и работоспособность матки обусловливаются ее массой и степенью развития половых органов. Чем больше яйцевых трубочек и чем они длиннее, тем плодовитее матка. У роевых маток ярче вырисовываются морфологические особенности, они полнее передают потомству свои наследственные задатки. Но матка несет в себе и наследственность трутней. Плодная матка, таким образом, определяет качество семьи — ее силу, работоспособность и жизненность. Если матка лучшей генетической линии и унаследовала такие ценные признаки, как высокая продуктивность, слабая ройливость, миролюбие, зимостойкость, то и потомство ее будет таким же ценным, и наоборот. Вот почему так важно иметь в каждой семье матку самого высокого класса. Роевых маток, если они выращены семьей с хорошими наследственными задатками, целесообразно использовать для замены старых. Для получения ценных роевых маток в более ранние сроки роевое состояние племенной семьи вызывают искусственно. Таких же маток, как роевые, можно вывести и специальными приемами. При искусственном выводе маток выполняют несколько важных операций: подбирают материнскую семью и воспитательницу, подготавливают отцовские семьи, подыскивают сот с яйцами или личинками самой ранней стадии развития, прививают их в маточную рамку, ставят ее в гнездо воспитательницы, проверяют прием личинок, вырезают зрелые маточники, распределяют их по семьям и нуклеусам. Родоначальниц оценивают по потомству. На одной и той же пасеке семьи не бывают одинаковыми по производственным качествам и тем более наследственным задаткам. Одни переносят зимовку хорошо, с незначительным подмором, весной энергично работают, замена перезимовавших пчел молодыми протекает без заметного ослабления, семьи быстро растут и достигают максимальной массы, хорошо используют медоносные растения с весны до осени. Другие при тех же условиях выходят из зимовки ослабленными, со значительным подмором, медленно растут весной и собирают мало меда. Семьи с высокой зимостойкостью, хотя весной и наращивают большую силу, имеют повышенную склонность к роению, отчего слабо работают на медосборе. Такое различие в наследственности и хозяйственных качествах семей бывает в первую очередь на тех пасеках, пчеловоды которых как следует не занимаются племенным делом. Число семей они увеличивают за счет роев или отводков без учета племенных достоинств их материнских семей. Часто плохие семьи встречаются и там, где неправильно подбирают материнские семьи, от которых берут племенных личинок, а выращенные матки спариваются с трутнями малопродуктивных семей. Какие же ошибки чаще всего допускаются при подборе материнских семей? О племенных достоинствах семьи судят обычно по результатам ее работы за один сезон. Но выводы, основанные на одногодичных показателях, порой бывают ошибочными. Случается, что семья с задатками низкой продуктивности вдруг становится самой продуктивной: весной на нее могли слететь пчелы из других семей, и, усилившись, она стала расти быстрее других и к цветению основных медоносов нарастила большую силу, или в роевую пору на нее налетел рой. Ни весеннего налета, ни усиления семьи роем пчеловод не заметил и, оценивая семью по продуктивности, включил ее в племенное ядро пасеки. Не племенная семья может попасть в число высокопродуктивных и при других обстоятельствах: она жила в добротном и просторном улье. Повезло ей и в другом: гнездо ее пчеловод скомплектовал из лучших сотов, дал больше, чем другим семьям, меда и перги. Наконец, в ней могла оказаться более молодая матка. Если в любой из семей, ошибочно отнесенных к высокопродуктивным, вывести маток и подсадить их в семьи вместо выбракованных, то на следующий год эти семьи с новыми матками не оправдают надежд, не выделятся своей продуктивностью. Безошибочно определить, какая семья на пасеке самая лучшая по наследственным задаткам, можно только при учете ее продуктивности не за один год, а за два. Кроме того, принимают во внимание результаты зимовки, ход весеннего роста, степень ройливости. Правильный вывод о высоких племенных достоинствах семьи подтвердится на второй же год, как бы ни сложились погодно-медосборные условия сезона.

Особенно важно для оценки племенных достоинств учитывать итоги работы не только родоначальной (материнской) семьи, но и семей с ее матками-дочерьми. Если и они при одинаковых условиях содержания соберут столько же меда или даже больше, то материнская семья, безусловно, племенная, от нее и надо брать личинок для вывода маток. Очень важно, чтобы родоначальная семья была чистокровной. Все ее особи должны иметь ярко выраженные признаки и особенности, присущие строго определенной породе пчел Семьи, пчелы которых имеют неоднородную окраску тела, не чистокровны и для племенных целей не годятся, какие бы высокие хозяйственные данные у них не были. У их потомства эти качества не сохраняются. Оценивая семьи по этим признакам, пчеловод получает возможность создать племенное ядро пасеки или фермы — основу племенного разведения пчел. Эту группу племенных семей он впоследствии будет обновлять или пополнять производственными семьями-рекордистками. Благодаря племенному ядру открывается возможность периодически заменять родоначальные семьи новыми и тем предупреждать родственное разведение. Число высокопродуктивных семей в производственной группе будет возрастать, а число малопродуктивньк снижаться. Семья, от которой берут племенной материал для вывода маток, очень ценная. При максимальном накоплении массы в ней, как правило, не обостряется инстинкт роения. Ее поэтому сберегают как сокровище и как можно дольше.

Наследственность определяют и трутни. Наследственный фонд семей обусловлен не только задатками, полученными от матери, но и в не меньшей мере от отца. Яйца, пока они находятся в яичниках матки, одинаковы. Каждое яйцо несет в себе такой сложный набор генов и их комбинаций, которые обусловливают развитие всех трех особей семьи — рабочей пчелы, матки и трутня. В процессе же яйцекладки одни яйца оплодотворяются спермой и обогащаются генами мужской половой клетки и из них потом развиваются женские особи, другие остаются неоплодотворенными, с прежней материнской основой. Из них рождаются трутни. Они, следовательно, сохраняют и передают по наследству своему потомству качества, присущие матке и рабочим пчелам их семьи. Если при разведении домашних животных можно легко получить высокопродуктивное потомство, сочетающее в себе материальные основы родителей, то в пчеловодстве объединить эти основы чаще всего невозможно. Как в естественных условиях, так и на пасеках матки спариваются с трутнями в воздухе вне контроля человека. В этом и своеобразие, и особая трудность племенного дела в пчеловодстве. Большое препятствие на пути пчеловодов-селекционеров — многоактность спаривания маток. Установлено, что матка спаривается не с одним трутнем, как считали прежде, а с десятью и более. С точки зрения природы это в высокой степени разумно, так как предупреждает возможность вырождения вида, неизбежное при близкородственном спаривании. В племенном же деле эта многоактность становится существенным препятствием. Хорошо, если все трутни, участвующие в спаривании с маткой, будут племенными, и еще лучше, если они происходят от разных линий. Семья пчел от такой матки будет иметь очень богатую наследственность. Если трутни, принимавшие участие в половых актах с маткой, происходят от сильно ройливых, малопродуктивных, не зимостойких семей, то племенные достоинства матки в значительной степени потеряются в ее потомстве, наследственная основа семьи ухудшится по крайней мере наполовину. Трутни от высокопродуктивных семей при спаривании передадут маткам запас спермы, которая потом в значительной степени обусловит ценные наследственные задатки не одного поколения рабочих пчел. На крупных промышленных пчеловодных фермах для осеменения маток насыщают определенную зону трутнями, выращенными в племенных семьях-отцах, или организуют спаривание маток на изолированных случных пунктах. В практику отечественных и зарубежных матковыводных хозяйств все шире входит искусственное осеменение маток, при котором гарантируется передача потомству высоких племенных достоинств родителей. На любительских пасеках вывод трутней в не племенных семьях лучше не допускать и, наоборот, поощрять в чистопородных высокопродуктивных специально отобранных отцовских. Обычно это делают путем регулярной вырезки кусков сотов с печатным трутневым расплодом или применяют строительные рамки. Еще с весны, пока семья находится в стадии роста, гнездо ее комплектуют из сотов, на 100 процентов состоящих из правильно отстроенных пчелиных ячеек. Можно мириться лишь с небольшим количеством чуть вытянутых, углубленных, медовых ячеек в верхней четверти сотов (их пчелы обычно заливают медом). Но когда семья начнет готовиться к роению, это же самое гнездо уже не будет в состоянии удержать ее от желания вывести трутней. Семья без мужских особей биологически неполноценна, и поэтому она упорно стремится иметь много трутней. Если семье не предоставить места для строительства трутневых сотов, то она непременно переделает часть пчелиных ячеек в трутневые. Чтобы не допускать этой перестройки и тем самым предупредить вывод нежелательных (не племенных) трутней, как раз и пользуются строительной рамкой. Ее ставят в гнездо каждой семьи с началом строительства трутневых ячеек и держат там на протяжении всего активного периода жизни пчел. В окне строительной рамки пчелы, удовлетворяя свою потребность, строят трутневый сот, а матка заносит его яйцами. Чтобы уменьшить работу пчел по уходу за трутневым расплодом и заодно снизить число клещей варроатоза, куски трутневых сотов выламывают периодически через 9—10 дней. С удалением трутневого сота семье ничего более не остается, как на том же месте сооружать новый. Матка опять заносит его яйцами. Этот сот вновь выламывают и так делают до начала главного медосбора. Чтобы уменьшить стремление семьи к выводу трутней, в строительные рамки не племенных семей можно вставить небольшие куски зрелого трутневого расплода из племенных отцовских семей.

Как только семья включится в медосбор, инстинкт размножения стирается, желание выводить трутней у нее пропадет, трутневый сот пчелы зальют медом. С постановкой вторых корпусов на дадановский улей и очередных — на многокорпусный строительную рамку переносят вверх, чтобы к ней был более удобный доступ. При использовании магазинных надставок пчелам дают возможность продолжать строить трутневые соты в верхнем магазине, помещая к той или другой его стороне порожнюю рамку. В ней также пчелы охотно строят трутневый сот. Применение строительной рамки или порожней полурамки предупреждает вывод не племенных трутней, дает возможность уберечь пчелиные соты от перестройки в трутневые, избавляет от необходимости всякий раз разбирать все гнездо, чтобы отыскать соты с трутневым расплодом и вырезать его, облегчает борьбу с варроатозом, увеличивает выход воска. Можно пользоваться и трутнеловками, выпускаемыми промышленностью. Их ставят к леткам ульев на короткое время, примерно с 14 до 16 часов, когда наблюдается массовый вылет самцов. Биологическая полноценность этих семей не снижается — в их гнездах еще останутся неполовозрелые трутни и трутневый расплод. Трутнеловки снижают вероятность спаривания маток с трутнями плохого или неизвестного качества, хотя кратковременно и затрудняют работу пчел, особенно нагруженных нектаром и пыльцой. Ограничивают вывод трутней путем комплектования гнезда сотами с ячейками рабочих пчел и систематически заменяя маток на молодых. Вывод трутней увеличивается с возрастом маток. Если все пчеловоды станут поступать так, то зоны размещения любительских пасек будут насыщены племенными трутнями.

В племенном деле есть один важный и, к сожалению, до сих пор почти неиспользуемый резерв получения молодых маток, спаренных с племенными трутнями. Спаривание маток организуют до того, как на пасеках появятся трутни в рядовых семьях. Для этого в семьях-отцах, которые становятся своеобразными питомниками племенных трутней, искусственно вызывают роевое состояние в более ранние сроки, чем оно возникает естественно, и тем самым заставляют семьи вывести трутней по крайней мере на две недели раньше обычного.

Для того чтобы отцовская семья побольше вырастила трутней, в середину ее гнезда ставят еще с осени или ранней весной 1—2 сота с участками трутневых ячеек размером с ладонь. Лучше, чтобы они находились в средней части рамки (в сплошной трутневый сот матка в это время неохотно кладет яйца).

Какой должна быть семья-воспитательница. Вырастить матку, не уступающую в физическом развитии и плодовитости матке роевой, может только семья с сильно выраженным инстинктом размножения, вполне созревшая, закончившая фазу роста, которая будет полностью занимать два корпуса многокорпусного улья или дадановский улей и иметь большое количество расплода, молодых пчел и корма, особенно перги.

Семьи, предназначенные для вывода маток, опытные матководы начинают готовить еще с осени. Их вывозят к источникам пыльцы, где они усиливаются, выращивают жизнеспособных пчел и запасают много белкового корма. Мощные семьи-воспитательницы можно создавать и с помощью двух маточного содержания. Но самое главное — физиологическое состояние семьи. Оно должно быть таким, в каком бывают семьи во время выращивания роевых маток. Если имеется опасение, что к намеченному сроку вывода маток семья естественно не завершит роста, то развитие ее ускоряют: гнездо хорошо утепляют, сокращают леток и, несмотря на большие запасы корма, ежедневно на ночь в течение двух недель дают по 0,5 литра теплой медовой сыты или кладут на гнездо медо-перговые лепешки. Это стимулирует яйцекладку. Нередко вместо медовой подкормки дают сахарный сироп. Установлено, что сахарный корм, в котором нет ни белков, ни витаминов, ни минеральных солей, не улучшает физическое и физиологическое состояние пчел. Качество маточного молочка, взятого из семьи, получавшей сахарный корм, существенно снижается. Такой обедненный маточный корм, естественно, отрицательно влияет на качество маток. Кстати сказать, маточное молочко, полученное от пчел при сахарном кормлении, не принимает и фармацевтическая промышленность. Его биологическая активность и лечебные свойства ниже, чем у молочка, продуцируемого пчелами, питающимися естественным кормом — медом и пыльцой. Семье, готовой для приема личинок на маточное воспитание, продолжают давать медо-перговую подкормку в виде теста или более жидкой массы (готовят ее из равных частей не закристаллизованного меда и пыльцы). Перед тем как дать пчелам эту массу, ее разбавляют подсоленной водой (на 200 граммов массы полстакана воды и 1,5—2 грамма мелкой столовой соли). Смесь по 200 граммов вмазывают в пустые соты или наливают в кормушки и дают через день. Такое добавочное кормление обычно рекомендуется продолжать до запечатывания маточников. В последние годы появились работы, утверждающие, что матки, выращенные семьями, не получавшими подкормок, а имевшими большие запасы меда и перги, бывают не хуже, а в какой-то степени даже лучше маток, выращенных семьями при подкормках. Это объясняют тем, что в естественных условиях семья, воспитывающая роевых маток, имеет иной физиологический настрой, с каждым днем снижающий активность пчел в поисках корма. Теперь она нуждается в покое, а не в возбуждении. Семью не загружают и строительными работами, ведь, готовясь к роению в естественных условиях, пчелы сотов не строят.

Воспитательнице необходим открытый расплод. Семья пчел без матки жить не может, поэтому как только почувствует ее отсутствие, незамедлительно приступает к выводу новой, переделывая для этого организм личинки рабочей пчелы в маточный. Не надели природа такой ценнейшей биологической особенностью медоносных пчел, эта осиротевшая семья неминуемо погибла бы. Кстати, случаев гибели маток немало: матку, которая выходит на спаривание с трутнями, на каждом шагу подстерегают опасности. Ее могут склевать птицы-пчелоеды, схватить насекомые — враги пчел; внезапный порыв ветра и дождь могут сбить ее в водоем, где она закоченеет и погибнет. Плодные матки умирают от болезни и отравлений ядохимикатами, внесенными пчелами с кормом, или от старости. Способность пчел в критический момент вывести себе посую матку из яйца или личинки рабочей пчелы положена в основу искусственного вывода маток. После того как семья-воспитательница начнет готовиться к роению (построит мисочки) ее обезматочивают. Еще совсем недавно одновременно с отбором матки рекомендовали изымать из гнезда и весь открытый расплод. Считалось, что без открытого расплода семья принимает на маточное воспитание больше личинок и лучше кормит их, так как пчелы-кормилицы освобождаются от ухода за расплодом и продуцируемое молочко отдают маточным личинкам.

Действительно, обезматоченная семья, лишенная открытого расплода принимает больше личинок, но, как показала практика, матки, выращенные без молодого расплода, получаются не лучшего, а худшего качества — легче по массе и с меньшим количеством яйцевых трубочек и камер. Оказалось, что с удалением из гнезда семьи-воспитательницы открытого расплода — фактора, стимулирующего деятельность молочных желез пчел, устраняется и основной раздражитель, а без постоянного раздражителя деятельность секреторных желез ослабевает и затухает. Надежды на то, что за маточными личинками уход будет лучше, не оправдались. При искусственном выводе маток без открытого расплода пчелы кладут в маточники значительно меньше корма, чем в роевые, маток в которых, как известно, они выращивают не только при открытом расплоде, но даже при работающей матке. Поэтому незапечатанный расплод от семьи-воспитательницы отбирать перестали. Поскольку матка, изъятая из семьи-воспитательницы, представляет большую ценность, ее помещают во временный отводок, или нуклеус, для сохранности.

Молочко маточное и пчелиное неодинаково. В зависимости от породы пчел, степени воздействия феромонов маточного вещества (без матки действие их с каждой минутой ослабевает), а также от наличия или отсутствия в гнезде открытого расплода признаки осиротения (из гнезда слышен разноголосый гул, почти рев всей семьи) проявляются у обезматоченных семей в разное время. У одних они наступают через 20—30 минут, у других позже. В этом состоянии семья и приступает к закладке маточников — переделывает часть ячеек с открытым пчелиным расплодом в свищевые маточники. По данным Научно-исследовательского института пчеловодства, наибольшее количество случаев острого проявления семьями признаков безматочности и массовой закладки маточников наблюдается через 5—б часов после отбора матки. Это время и стали считать наиболее подходящим для дачи семье-воспитательнице личинок на маточное воспитание. Запоздание приводит к осложнениям. Поскольку осиротевшая семья торопится как можно быстрее вывести себе матку, она в суматохе и неразборчивости нередко закладывает маточники не только на личинках в возрасте нескольких часов, но и на двух-, трехдневных, даже на трутневых. Из таких крупных личинок, особенно трехдневных, достигших критического возраста, пчелам не удается вывести хороших маток, несмотря на все их усилия. Нередко в экстерьере таких маток наблюдаются черты рабочих пчел. Спариваться с трутнями они не могут. Пчелы их обычно заменяют. Объясняется это тем, что пчелиных и маточных личинок одного и того же возраста пчелы кормят неодинаковым кормом. Маточных личинок с первых секунд после вылупления из яиц и в течение всей их личиночной жизни кормят только маточным молочком, а личинок рабочих пчел — молочком пчелиным, химический состав которого существенно отличается от маточного. У личинок пчелиных и маточных очень рано обнаруживаются различия в обмене веществ, составе крови, темпе роста. Молочко пчелиным личинкам дают только около двух суток, а остальные четверо суток кормят кашицей, приготовленной из меда, перги и молочка. Различие в качестве и количестве корма, объеме маточных и пчелиных ячеек и обусловливает различия во внешнем и внутреннем строении пчелы и матки и в сроках их формирования. Из пчелиной личинки в возрасте до 12 часов, привитой на молочко, взятое из маточника с личинкой того же или чуть старшего возраста, пчелы выращивают матку максимальной массы и плодовитости. Если ту же личинку перенести на молочко, взятое из ячейки с пчелиной личинкой более старшего возраста, матка разовьется легковеснее. На спаривание она выходит на несколько дней позже. Исходя из этого качественного различия молочка маточного и пчелиного, можно утверждать, что организм пчелы начинает формироваться не с того момента, когда личинку пчелы переводят на грубый корм, а с первых же часов после вылупления ее из яйца. Итак, молочко пчелиное и молочко маточное — продукты жизнедеятельности пчел, но по химическому составу и биологической активности они различны. На вопрос: обусловливается ли это различие внесением пчелами-кормилицами в то и другое молочко каких-то дополнительных компонентов или оно продуцируется пчелами разных возрастов — современная биологическая наука ответа пока не дает, хотя такие предположения высказываются. С возрастом, как установлено, меняется секрет одних и тех же желез.

Казалось бы, заложенный в том и другом молочке биологический фактор ляжет в основу каждого способа искусственного вывода маток. Практика, к сожалению, его пока недооценивает: при выводе маток нередко берут личинок, организм которых уже требует перестройки в маточный или переносят личинок раннего возраста не на маточное молочко, а на мед. Иногда пользуются даже свищевыми матками. Правда, и среди свищевых встречаются матки достаточно развитые, но только из числа тех, которых пчелы вырастили из личинок в возрасте до суток. Однако узнать, в каких именно свищевых маточниках будут матки хорошие, а в каких плохие, не просто. Полагают, что если через 7 дней после отбора матки выломать все запечатанные маточники и оставить лишь один чуточку незапечатанный, то из него как раз и выйдет матка самого лучшего качества, так как этот маточник якобы был заложен пчелами на самой молодой личинке или даже на яйце. Так действительно бывает и, наверное, нередко, но может быть и иначе. Ведь среди незапечатанных маточников могут оказаться и такие, которые были заложены не в первые часы после осиротения семьи, а спустя 5—6 дней, когда возраст самых молодых личинок достигнет двух-трех суток. О том, что можно ошибиться в выборе свищевого маточника, говорил в свое время B.C. Шимановский: “Я лично замечал, что свищевые маточники после отбора матки закладываются не все сразу, а к заложенным в первые дни впоследствии прибавляются новые. Такие образом, незапечатанный маточник на восьмой день может оказаться заложенным на червячке, близком к тому возрасту, когда превращение его в матку делается невозможным”.

Число яйцевых трубочек, по Г.А. Кожевникову, у свищевых маток нередко бывает таким же, как и у роевых, но длина намного короче, число камер меньше, порой в 2—3 раза. Плодовитость свищевых маток поэтому невысокая. Пчелам удается вырастить матку и из личинки в возрасте до трех суток, но качество ее низкое. Следовательно, при искусственном выводе маток можно пользоваться личинками лишь только что вылупившимися из яиц, в крайнем случае в возрасте нескольких часов. Было бы еще лучше маток выводить прямо из яиц. Вылупившиеся из них личинки начинали бы питаться маточным молочком с первых же секунд своей жизни. К сожалению, технология выращивания маток из яиц пока несовершенна. Учитывая природную особенность матки откладывать в период подготовки семьи к роению более крупные яйца, при искусственном выводе маток семью, от которой берут племенной материал, ставят в условия, аналогичные с семьей роевой.

Способов подготовки личинок для закладки на них маточников несколько. Личинок или дают семье вместе с ячейками, в которых они находятся, или переносят в специально изготовленные мисочки. На небольших любительских пасеках семью-воспитательницу можно и не выделять. Функции воспитательницы возлагают на материнскую семью. Иначе говоря, поступают так, как распорядилась природа — каждое живое существо должно само производить себе подобных и заботиться о их воспитании. Пчелам указывают место для закладки маточников. Как только семья-воспитательница станет готовой к приему личинок на маточное воспитание, в гнезде материнской семьи отыскивают сот свежеотстроенный или до этого не бывший под расплодом с самыми молодыми личинками. В нем нет коконов, от наслаивания которых донышки ячеек меняют свою форму и становятся плотными. Пчелам их не удается сделать похожими на донышки роевых мисочек. Замечено, что матки, выращенные в темных ячейках, бывают мельче, чем в светлых, и особенно в мисочках роевых или искусственно приготовленных. Ячейки без коконов легче укоротить и расширить их диаметр. С сота осторожно сметают пчел, ставят в переносный ящик и уносят в помещение с температурой воздуха 25—30 градусов, насыщенного влагой. Тепло и влага нужны для того, чтобы личинки не переохладились, пока их держат вне гнезда, не подсохли и не загустело у них молочко. Сот кладут на стол плашмя, кверху личинками нужного возраста. Так как матка обычно начинает заносить сот яйцами с середины и кладет их по спирали, в средних ячейках будут личинки на какое-то время старше личинок, удаляющихся к периферии. Следует также иметь в виду, что матка вначале заносит яйцами одну сторону сота, а затем переходит на другую, противоположную, где личинки будут на несколько часов моложе. С учетом этой особенности работы матки и определяют, в какой части сота находятся личинки, наиболее подходящие для закладки маточников. Они, как правило, находятся ближе к периферии сота — бокам и низу. Поэтому сот подрезают подогретым скальпелем или лезвием безопасной бритвы полукругом по той спирали, на которой личинки одновозрастные и самые молодые. Проволоку, поддерживающую сот, не перерезают. Крайние ряды ячеек обрезают наполовину для того, чтобы облегчить пчелам перестройку их в маточники. В укороченных ячейках удаляют по две личинки из трех. Это делают для того, чтобы пчелы отстроили более крупные маточники и не слепили их друг с другом. На противоположной стороне сота из крайних (первых двух) рядов всех личинок уничтожают, чтобы пчелы не заложили маточники на личинках более старшего возраста. Пока личинка находится в пчелиной ячейке, пусть даже и укороченной, пчелы будут продолжать кормить ее тем же молочком, которое они давали ей до этого. Чтобы пчелы, как можно скорее приступили к перестройке ячеек и кормлению личинок маточным молочком, каждую ячейку, предназначенную для закладки на ней маточника, слегка расширяют шаблоном с закругленным и отшлифованным концом диаметром чуть больше диаметра ячейки. Такая расширенная ячейка внешне будет напоминать пчелам мисочку роевого маточника, благодаря чему личинку в ней они и примут за маточную. Пользуются шаблоном очень осторожно, не дотрагиваясь до личинки. Подготовленный сот ставят в гнездо семьи-воспитательницы. Помещают его в середину гнезда — самую теплую часть, между сотами с открытым расплодом, где сосредоточиваются пчелы-кормильцы. На всю эту операцию обычно уходит не более 25 минут. Гнездо накрывают, утепляют и семью оставляют в покое на два-три дня. В естественных условиях пчелы закладывают роевые маточники, как правило, в таких местах, где они не встречают препятствий для их отстройки. Ставя подготовленный сот, пчелам как бы указывают, где и на каких личинках следует заложить маточники. Сот с племенными личинками сейчас же привлечет к себе пчел-кормилиц. Особенно много их скапливается в местах нахождения личинок, предназначенных для закладки маточников. Признаки безматочности исчезают. Семья успокаивается и начинает работать. Применяют и другие простейшие способы вывода маток. Часто вырезают кусочек сота прямоугольной формы, высотой 40, длиной 150—200 миллиметров, в зависимости от потребности в матках. Верхний и боковые стороны окна в соте также должны пройти по ячейкам с самыми молодыми личинками. Пчелы, однако, нередко закладывают маточники и на других сотах. Поэтому примерно через трое суток гнездо разбирают, тщательно осматривают каждую рамку с расплодом и уничтожают все свищевые маточники. Это делают для того, чтобы семья все внимание сосредоточила только на уходе за племенными маточными личинками. Уточняют число принятых на воспитание личинок (в вырезанной части сота пчелы обычно закладывают 8—12 маточников, а при полукруглой форме сота — вдвое больше). Если семья заложит маточников менее нужного числа, ей можно дать такую же вторую рамку с племенными личинками.

Пчелы иногда снова закладывают свищевые маточники, но уже на личинках старшего возраста. Матки из таких личинок разовьются быстрее и выплодятся раньше, чем из заложенных на племенных личинках. Чтобы первая вышедшая свищевая матка не разгрызла маточники с племенными матками и не убила их, через 8 дней после обезматочивания семьи гнездо осматривают вторично и вновь уничтожают свищевые маточники. Осматривать рамки с расплодом необходимо особенно тщательно, не пропуская ни одного маточника. Пчеловодами подмечено, что семьи после обезматочивания с большей охотой закладывают свищевые маточники на расплоде в свежеотстроенных сотах. На коричневых сотах, когда есть светлые, маточников, как правило, не бывает. Поэтому гнездо семьи-воспитательницы лучше всего заблаговременно сформировать из сотов коричневого цвета. Более 20 маточников в гнезде воспитательницы не оставляют. При одновременном выращивании большего числа маток часть из них рождаются неполноценными — мелкими, физически несильными, меньшей плодовитости. Возможно, оказывает влияние на это и неестественное — горизонтальное расположение племенных личинок в маточниках. При уточнении числа личинок, принятых на маточное воспитание, очень важно обратить внимание на количество корма, положенного в маточники. Практикой установлено, что пчелы не за всеми маточными личинками ухаживают одинаково. Одним они наливают молочка больше, и они развиваются быстрее, другим почему-то меньше, и они отстают в росте. Из первых выходят крупные и плодовитые матки, из вторых, наоборот, — легковесные и малоплодовитые. Такая картина наблюдается и в результате разновременного принятия личинок на маточное воспитание. Различие в количестве маточного корма и влияние его на ход развития личинок можно определить уже через 3—4 дня после закладки пчелами маточников. Маточники с личинками, отстающими в росте, и с минимальным количеством корма уничтожают. Вторично маточники выбраковывают уже в запечатанном виде (чрезмерно длинные, тонкие, с перехватами и очень короткие, уродливые). Резко отделять рамку с маточниками от фальцев улья (ее пчелы приклеивают), стряхивать с нее пчел или переворачивать опасно. Это может сместить маточных личинок и даже оторвать от корма, отчего они погибнут.

Маточники в возрасте 10—11 дней вырезают. Делать это в более ранний срок, рискованно: нежных куколок легко повредить. Стенки и особенно основания этих маточников бывают значительно тоньше и слабее стенок и оснований роевых маточников. Первые отстраиваются на тонких донышках пчелиных ячеек, вторые — на массивных толстостенных, специально отстроенных мисочках. Поэтому маточники, заложенные на пчелиных личинках, вырезают с особой осторожностью, стараясь не повредить и не обнажить еще не созревших маток. Каждый маточник вырезают вместе с частицей сота. Строго соблюдая вертикальное положение маточника, его вставляют в маточную клетку, кормовое отделение которой предварительно заполняют мягким канди (2,5 части сахарной пудры на 1 часть центробежного меда) и оставляют на дозревание в той же семье или прививают в гнездо другой, нуждающейся в молодой матке. Маток, вышедших из маточников, в клеточках тщательно осматривают. Некоторые из них могут оказаться мелкими (видимо, из-за недокорма), с недоразвитыми крылышками, без коготков на задних лапках. Таких маток выбраковывают. Личинок для закладки маточников дают, выделив их из сота вместе с ячейками. Для этого кусок сота разрезают на узкие однорядные полоски, а их, в свою очередь, на отдельные ячейки, после чего каждую наполовину укорачивают и расширяют, из смежных поврежденных ячеек личинок удаляют. Не укороченной стороной обмакивают в расплавленный воск и прикрепляют к патрону — деревянному квадратику размером 2,5 х 2,5 х 0,5 сантиметра. Каждый патрон на некотором расстоянии друг от друга заблаговременно приклеивают расплавленным воском к планкам прививочной рамки. В рамку обычно дают не более 25 личинок, лучше меньше. После того как все личинки будут прикреплены, планки с патронами поворачивают так, чтобы ячейки с личинками смотрели на нижнюю планку рамки. В таком виде ее помещают в гнездо семьи-воспитательницы. Установлено, что при вертикальном расположении ячеек к перестройке личинок пчелы приступают раньше, чем когда они остаются в горизонтальном положении. Ведь роевые маточники строго вертикальны. Эти способы подготовки личинок просты и доступны каждому, даже впервые взявшемуся за искусственный вывод маток. Выращенные матки бывают обычно неплохими. Однако среди них, как и среди свищевых, встречаются неполноценные. Это объясняется той же закономерностью, что и при выводе пчелами свищевых маток: маточники закладываются не сразу, а с перерывом в несколько часов (до суток), в течение которых личинки взрослеют и получают корм обычный, пчелиный, а не маточный. Растянуть пчелиную ячейку шаблоном до размеров мисочки роевого маточника, несмотря на эластичность и податливость воска, не всегда удается, и пчелы не всех личинок принимают за маточных. Маточники, подобные роевым. Практика располагает более совершенными способами, которые позволяют выращивать маток, почти или совсем не отличающихся от роевых. Личинок дают не в пчелиных ячейках, а в специально изготовленных искусственных мисочках, похожих на роевые, то есть семье сразу предлагают как бы уже маточных личинок. Подготовка личинок по этому способу состоит из двух операций: изготовления оснований маточников (мисочек) и переноса в них личинок. Мисочки изготовляют с помощью шаблона — палочки из твердой древесины с овальным и отшлифованным концом диаметром 8—9 миллиметров. Смоченный в воде (лучше, если его предварительно продержать в воде в течение 20—30 минут) шаблон погружают на 7—8 миллиметров в расплавленный воск с температурой 70—75 градусов. Для этого берут воск самого высокого качества. Через 3—5 секунд, за которые прилипший воск затвердеет, шаблон погружают вторично на глубину, чуть меньшую. Так повторяют еще 4—5 раз, погружая на все меньшую глубину, чтобы основание мисочки сделать более толстым и теплым, подобным роевой. Мисочку с еще не застывшим последним слоем воска прикладывают к патрону и, как только он застынет, шаблон из нее вынимают. Можно снимать мисочки и руками. Мисочек изготавливают столько, сколько требуется для вывода маток. На больших фермерских пасеках пользуются четырех-, пяти-стержневыми шаблонами, на матковыводных фермах и в разведенческих питомниках — еще более производительными устройствами — 15-стержневыми шаблонами, которые дают возможность приклеивать мисочки к патронам сразу целой планки прививочной рамки. При промышленном изготовлении мисочек применяют шаблоны-автоматы. Мисочки делают и из пластмассы. Пользуются ими многократно.

 Маточники на прививочной рамке.

Увеличение пасеки, селекционная работа на пасекеПеред переносом личинок прививочную рамку с мисочками на сутки ставят в гнездо семьи, которая будет воспитывать маток. За это время пчелы к мисочкам привыкнут, отшлифуют их и придадут им запах, присущий семье. Личинок из сота переносят в мисочки в помещении с температурой воздуха 27—30 градусов и высокой влажностью. Предварительно в эти мисочки кладут по капельке маточного молочка. Чтобы его получить, семью, которая будет выращивать маток, за 12—18 часов до этой операции обезматочивают. За это время она заложит свищевые маточники, на молочко из которых потом и переносят личинок. Так, как пчелы закладывают маточники не на одновозрастных личинках, а на двух-, трехдневных и даже более старых, молочко в свищевые маточниках будет разнородно, неодинакового химического состава. Поэтому для прививки личинок на маточное воспитание используют молочко только из тех маточников, личинки в которых будут не старше суток. Качество и физиологическое действие молочка в маточниках с более старшими личинками иные. В корме этих личинок есть те компоненты, которые некогда обусловливали развитие пчелиного, а не маточного организма. Все свищевые маточники вырезают и отбирают нужные. Если время искусственного вывода маток совпадает с подготовкой семей кроению, маточное молочко для прививки племенных личинок можно брать из роевых маточников, учитывая возраст личинок в них. Маточное молочко матководы заготавливают и впрок, сохраняя его в холодильниках. Молочко кладут в мисочку чуть разбавленным чистой водой. В практике иногда прибегают к прививке маточных личинок даже на мед — корм, который, как известно, пчелы никогда не применят при выращивании маток. Он как раз и будет тем самым добавлением к корму, который приготовляют сами пчелы для пчелиных личинок к концу двухсуточного возраста. Прививка личинок на мед заметно ухудшает качество маток. Личинок на маточное воспитание берут из гнезда племенной (материнской) семьи, лучше в соте коричневом. В нем личинки виднее, и их легче переносить. Личинку удобнее брать со стороны спинки шпателем — тонкой, на конце чуть изогнутой и закругленной впереди металлической лопаточкой, шириной один миллиметр. Чтобы ручка шпателя не закрывала свет, проникающий в глубину ячейки, ее на уровне двух сантиметров от ложечки немного сгибают в виде колена. Личинку вынимают осторожно и, не меняя положения, опускают в мисочку на молочко. Шпатель из-под личинки вынимают в направлении, обратном тому, которое было сделано при подхвате личинки, слегка нажимая им на донышко мисочки. Чтобы выполнить эту работу с ювелирной точностью (это позволит семье принять максимальное число личинок), тем, кто еще не имеет достаточного навыка, накануне неплохо попрактиковаться на более крупных молодых трутневых личинках. Планки с привитыми личинками поворачивают мисочками вниз и рамку ставят в гнездо воспитательницы. Ею может быть и семья, от которой брали личинок, то есть материнская. Влияние семьи-воспитательницы на формирование наследственных задатков будущих маток, как еще недавно утверждали, современная генетика отрицает. Материальной основой наследственности являются гены. Новому организму они передаются только через половые клетки, обеспечивая преемственность между поколениями. Пчелы начинают кормить маточным молочком личинок в мисочках с первых же минут. Ведь у этой семьи только что были отобраны свищевые маточники, значит, физиологически она уже была подготовлена к выводу маток. Принятых личинок пчелы кормят обильно, как и при воспитании с роевых маточниках. Выращенные по этому способу матки, как правило, бывают хорошо развитыми, с высокой плодовитостью. Можно перенести личинок и на молочко, взятое из пчелиных ячеек, но их потом перепрививают.

Личинки перепрививают. В последние годы стал широко применяться еще более прогрессивный способ вывода маток с так называемой двукратной прививкой личинок. Суть его та же, особенность же состоит в том, что привитых личинок спустя 8—10 часов из маточников выбрасывают, а на их место переносят новых племенных, как и прежде, самых молодых. Эти личинки сразу оказываются в обилии маточного корма, а сама семья, которая уже настроилась на выращивание маток, и за этими вторичными личинками начнет ухаживать без какого-либо промедления. У пчел уже не стоит вопрос: какую личинку принять и какую не принять, как это было 10 часами раньше. Они по инерции продолжают ухаживать теперь уже за новыми личинками. Опыт показал, что матки из вторично привитых личинок развиваются отлично, по массе и плодовитости не уступают самым лучшим роевым. Семью-воспитательницу, кроме двух контрольных осмотров, не беспокоят до дня отбора маточников. Из одного и того же племенного материала пчелы могут вырастить маток различного качества. Чтобы искусственно вывести маток высокой плодовитости и ценной наследственности, необходимо личинок брать от самой лучшей, выдающейся племенной семьи. Выращиваться они должны в условиях, близких к тем, в которых развиваются роевые матки, в семье с законченным ростом, при обилии меда и перги, большом количестве молодых пчел и разновозрастного расплода. Современная технология матководства предусматривает вывод маток и в более ранние сроки. Это бывает необходимо при двух маточном пчеловодстве, организации противороевых отводков или новых семей для увеличения пасеки. Для этого необходимо ускорить физиологическое созревание отцовских семей и семей-воспитательниц. С ранней весны эти семьи ставят в условия ивового или других нектарно-пыльцевых взятков, семьи подкармливают медо-перговой смесью, а потом усиливают зрелым расплодом и молодыми пчелами от других семей. В гнезда семей, которые будут выращивать трутней, дают одновременно соты с значительными пластами трутневых ячеек. Гнезда держат такими, чтобы семьи постоянно ощущали тесноту. Благодаря всему этому рост и физиологическое созревание семей ускоряется. Как только появится печатный трутневый расплод, семье-воспитательнице дают племенных личинок.