Второй способ формирования семьи-воспитательницы

Второй способ формирования семьи-воспитательницы (с частичным осиротением) заключается в том, что у семьи, выделенной для использования в этом качестве, отбирают матку, сокращают гнездо до полной обсиживаемости пчелами оставленных сотов и устраняют “колодец”, в который через 5-7 часов подставляют прививочную рамку. Через двое суток после этого гнездо семьи-воспитательницы тщательно осматривают, проверяют прием подставленных зачатков и срывает зачатки свищевых маточников, если они там окажутся. Еще через 8 суток отбирают зрелые маточники для использования их по назначению, а семье дают 2-3 сота разновозрастного расплода из других семей и новую прививочную рамку. Так поступают до трех раз, если в том есть необходимость. После отбора зрелых маточников, полученных в результате третьей прививки, воспитательнице возвращают ее матку с временным отводом, в котором она находилась. Если при осмотре гнезда воспитательницы через 2-е суток после дачи прививочной рамки (первый второй или третий раз) будет выявлено, что прием подставленных зачатков оказался плохим, то прививку тут же повторяют, тщательно осмотрев все гнездо и сорвав все до одного зачатки свищевых маточников.

  Установлено, что в присутствии открытого расплода в гнезде воспитательницы функционирует значительно больше пчел-кормилиц и маточные личинки получают значительно больше молочка, что позволяет выводить маток более высокого качества. Более того, на формирование воспитательниц этим способом уходит значительно меньше времени в сравнении с первым способом. Однако этот способ дает хорошие результаты при использовании в качестве воспитательниц семей серых горных кавказских пчел и их помесей, но практически неприемлем для чистопородных среднерусских пчел, которые в данном случае закладывают очень много свищевых маточников и крайне плохо принимают подставляемые искусственные зачатки. Для них подходит только способ формирования воспитательниц по Цандеру, т.е. с полным осиротением.