Горбачёв К.А.

В работах русских ученых большое место заняло изучение пород медоносных пчел. Однако эта область продолжала оставаться далеко не исследованной.

Константин Александрович   Горбачев   (1864— 1936) — крупнейший исследователь пчел Кавказа. Он впервые в истории пчеловодства дал научное описание серой горной кавказской пчелы — единственной на Земле, чья родословная уходит в глубокую древность. Благодаря его работам эта пчела получила мировую известность.

Значителен вклад К. А. Горбачева в пчеловодную науку и как бактериолога. Серьезные разработки гнильца — бича и грозы тогдашнего пчеловодства, — выполненные им на высоком научном уровне, а также предложенные новейшие методы лечения поставили его в ранг ведущего специалиста по болезням пчел.

К. А. Горбачев способствовал развитию отечественного пчеловодства на рациональных началах, пробуждению у народов Кавказа интереса к этой важной отрасли хозяйства. Он был одним из основателей и душой Кавказского общества пчеловодства, полезная деятельность которого высоко ценилась в России.

В Московском университете, где он слушал лекции академика Н. В. Насонова, профессоров А. П. Богданова, А. А. Тихомирова, Д. М. Анучина, К. А. Тимирязева и других светил науки, увлекся зоологией беспозвоночных и бактериологией.

С практическим пчеловодством ознакомился на Измайловской учебно-опытной пасеке. Здесь он впервые увидел пчел разных пород, так не похожих друг на друга, — среднерусских лесных, итальянских, краинских, кипрских, кавказских. Здесь наблюдал за их жизнью и поведением, пытался разобраться в этом калейдоскопе пород, понять их особенности и своеобразие. В Измайлове он проводил исследования болезней пчел, смог даже собрать довольно обширную коллекцию паразитов пчел и приготовить несколько оригинальных препаратов по гнильцу. За эти препараты, выполненные добросовестно и умело, он получил в награду Большую серебряную медаль Русского общества акклиматизации животных и растений. В университете определилось его научное призвание и безошибочно был избран объект исследований, которому он не изменил в течение всей своей творческой жизни.